• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Доклад Дмитрия Куракина на семинаре Центра исследований современной культуры ИГИТИ

13 декабря в рамках семинара «Современные культуры чтения» Центра исследований современной культуры ИГИТИ (руководитель семинара – Наталья Самутина) с докладом «Триггер и нарратив: краткое введение в социологию тайн» выступил Дмитрий Куракин (Лаборатория культурсоциологии и антропологии образования, НИУ ВШЭ). Смотрите аннотацию доклада и фоторепортаж.

О докладчике
Страница семинара «Современные культуры чтения»

Аннотация доклада

Что нас так привлекает в тайне? Почему некоторые загадки, не имеющие никакого отношения к прозе и потребностям жизни, так манят нас и будоражат воображение? Загадка Бермудского треугольника, тайна шхуны «Мария Селеста», истории об исчезновениях людей или нераскрытые преступления часто привлекают колоссальное внимание, вызывают мощную эмоциональную вовлеченность тысяч исследователей-любителей. Нечто совершенно особенное врывается в наш расколдованный мир не только вместе с детективами, шпионскими историями, сериалами о загадочном и книгами в жанре фэнтези, но и с реальными событиями, внимание к которым не угасает годами и десятилетиями. Наблюдение, вооруженное оптикой теории культуры, способно выявить фундаментальную роль, которую тайна играет в современности.

В чем же заключается социологический секрет тайны и в чем истоки ее могущества? Опираясь на ряд социологических теорий, Дмитрий Куракин показывает, что тайна – не изолированный феномен: она связана с широкими культурными нарративами, пробуждаемыми к жизни посредством особых «триггеров» – загадочных событий, символов или иных объектов, бросающих вызов устойчивым способам рассказа и объяснения событий. Вне контекста нарратива это событие не имеет никакого значения, равно как в отсутствие этого события нарратив не тематизирован и относится к пассивной части нашего мировоззрения. Однако когда эти элементы соединяются, возникает эффект эмоциональной аттракции: наше воображение поражено и рисует живые и эмоционально-заряженные образы. Такое же происхождение имеют популярные версии разгадки тайны, на построении которых сосредоточены исследователи-любители.

Дмитрий Куракин выстраивает социологическую теорию тайны и иллюстрирует ее действие на примере гибели тургруппы Дятлова – загадке из прошлого, будоражащей умы все большего числа людей. В далеком феврале 1959-го году группа туристов-лыжников погибла на Северном Урале при невыясненных обстоятельствах, причина их гибели и по сей день остается неизвестной. Сейчас, шестьдесят лет спустя, сотни и тысячи исследователей-любителей изучают обстоятельства, строят гипотезы о том, что же тогда произошло, а Генпрокуратура РФ проводит проверку следственного дела о смерти туристов. Трагедия тургруппы Дятлова и колоссальный ажиотаж вокруг тайны ее гибели (более десятка книг, сотни статей в СМИ, многочисленные телепередачи и документальные фильмы, тематические форумы в интернете, экспедиции на Урал и попытки реконструкции событий, страничка в Википедии, переведенная на 26 языков) хорошо иллюстрирует притягательность тайны в современном мире. Недавно в журнале «American Journal of Cultural Sociology» вышла статья Дмитрия Куракина об этом исследовании, а сейчас он работает над книгой на русском языке, посвященной социологии тайн.