• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Доклад Александры Кульпиной на семинаре Центра исследований современной культуры

17 января в рамках семинара «Музыкальные культуры и способы их изучения» Центра исследований современной культуры ИГИТИ с докладом «Звук как знание и опыт: реконструируя музыкальное Средневековье» выступила Александра Кульпина, к.и.н., мл.н.с. сектора античной и средневековой философии и науки Института философии РАН.
О докладчике

Аннотация доклада:

Звук как составляющая картины исторической действительности одновременно очевиден и неуловим. Время унесло шумы, напевы, звоны, восклицания средневековой Европы, и мы можем лишь догадываться, какие мелодии провансальских трубадуров напевал юный Франциск Ассизский или какие звуковые ассоциации возникали в воображении Данте, когда он описывал «обитель скорби, скрежета и стона». О многообразии способов и целей использования звука в Средние века свидетельствуют как текстовые, так и материальные источники; звуковые метафоры и аллегории принадлежат к излюбленным приемам средневекового богословия, философии и поэзии того времени. Одновременно с этим систематизация знаний о звуке в духе энциклопедической «суммы», как и какая-либо иная интеллектуальная рефлексия на данную тему, не становилась предметом осмысления средневековых эрудитов (за исключением нескольких не слишком удачных попыток учёных XII–вт.пол. XIII в. построить теорию акустики по аналогии с новыми оптическими теориями).

В описанных условиях представляется особенно интересным рассмотреть стратегии изучения наиболее обособленной и концептуализированной сферы средневековой звуковой культуры – музыкальной.

Дисциплинарное становление и институционализация музыкальной медиевистики генетически связано с развитием методов научно-практической реконструкции аутентичного (исторически достоверного) звучания старинного муз произведения. Стремясь верифицировать историческую правдоподобие музыкальной реконструкции, аутентики исследуют на практике различные факторы, формирующие уникальный звуковой опыт. Сюда входят не только обусловленные материальными источниками акустические характеристики (тембр инструмента, наличие эха, посторонние шумы), но также, к примеру, телесность опыта (проприоцепция музыканта при конкретном расположении относительно инструмента в процессе игры, использование верхнего резонатора при вокале), специфическая герменевтика средневекового музыкального текста, сопутствующее психоэмоциональное состояние слушателя/исполнителя и т.д.

О слагаемых средневекового звукового мышления и алхимических стратегиях преобразования исторической памяти в аутентично пережитый опыт мы предлагаем поговорить в рамках семинара.

Руководитель семинара «Музыкальные культуры и способы их изучения» Центра исследований современной культуры ИГИТИ – Александра Колесник.