• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Доклад Павла Юшина на семинаре Центра истории идей и социологии знания

7 февраля на научном семинаре Центра истории идей и социологии знания ИГИТИ с докладом «Об одном источнике научного воображения Павла Флоренского: комментарий к "Мнимостям в геометрии"» выступил Павел Юшин (НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург). Смотрите аннотацию доклада.

Доклад Павла Юшина на семинаре Центра истории идей и социологии знания

Аннотация
Научное и философское творчество Павла Флоренского изобилует эксцентричными идеями, источники которых до сих пор остаются непроясненными. В докладе прослеживается история одной из таких идей, которая была наиболее эксплицитно сформулирована в последнем параграфе «Мнимостей в геометрии» (1922) и касалась возможности проникнуть в область трансцендентного (отождествляемую Флоренским с миром платоновских идей, дантовским Эмпиреем и Царством Божиим) посредством странной процедуры выворачивания наизнанку. Апеллируя к специальной теории относительности, Флоренский писал, что «мы наглядно представляем себе», как при скоростях, больших скорости света, физическое тело «проваливается сквозь поверхность […] и выворачивается через самого себя». «Пока, — добавлял он, — мы представляем себе средством к этому процессу только увеличение скоростей […]; но у нас нет доказательств невозможности каких-либо иных средств». В том же году, анализируя темпоральность сновидений в начале «Иконостаса» (1922), он попытался концептуализировать процесс «выворачивания» в терминах психофизиологии. Как будет показано, ключом к этим хорошо известным рассуждениям может послужить гравированная обложка журнала «Маковец» (№3, 1923), изготовленная Владимиром Фаворским под руководством Флоренского год спустя. Она не только иллюстрирует мысленный эксперимент, занимавший Флоренского в начале 1920-х годов, но и указывает на его тематический источник.