• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Как написать аналитический конспект

Алексей Плешков, директор ИГИТИ им. А.В. Полетаева и Ольга Алиева, доцент Школы философии поделились рекомендациями как законспектировать книгу или статью.

«Муки творчества» Леонид Пастернак, XIX век

«Муки творчества» Леонид Пастернак, XIX век
Wikimedia Commons

Аналитический конспект книги или статьи — первый шаг к написанию реферата или самостоятельного исследования. Конспект призван продемонстрировать, что вы внимательно прочли текст, поняли его, способны изложить основные тезисы и оценить сильные и слабые стороны аргументации автора. IQ публикует советы от Алексея Плешкова, директора ИГИТИ им. Полетаева НИУ ВШЭ, и Ольги Алиевой, доцента и преподавателя Школы философии НИУ ВШЭ, как законспектировать статью так, чтобы получившийся текст отражал всю суть исследования — и мог при случае помочь и вашим коллегам.

Аналитический конспект должен передавать основное содержание текста и его структуру. Он должен быть написан ясным языком и быть понятен тому, кто не читал статью. Поэтому избегайте экспрессивных эпитетов («прекрасная/ужасная работа» и т.п.), пустых фраз («над этой проблемой люди ломают голову еще с древности…») и риторических вопросов. Помните о том, что вы пишете не публицистический текст.

Материал впервые опубликован на сайте Antibarbari HSE — Греко-латинский клуб ВШЭ

Если вы используете сокращения (Т, Т’, А1), то стоит добавить легенду (Т — основной тезис, Т’ — вспомогательный тезис, А1 — первый аргумент). Чрезмерная формализация не нужна, но из конспекта должно быть очевидно, каков основной тезис автора, какие аргументы приводятся в его поддержку, какова структура повествования. Собственно, поэтому конспект обычно — это небольшая работа. Но не стесняйтесь фиксировать любые детали, которые, на ваш взгляд, будут полезны в дальнейшей работе. Это можно сделать, например, в критической части: вы не согласны с тезисом или предложенной интерпретацией; напротив, вы можете усилить аргументацию автора дополнительным доводом или уточнить тезис.

Аналитический конспект не требует обязательного оформления сносок и библиографии, однако при работе над конспектом стоит заглянуть в ту литературу, на которую ссылается автор (это позволит понять интеллектуальный контекст, «горизонт ожидания», из которого автор исходит). Кроме того, стоит фиксировать страницы, к которым вы отсылаете: конспект — это опорный пункт, к которому вы будете обращаться при дальнейшей работе, а поэтому ориентироваться по нему должно быть максимально просто.

«Просвещение XXI века» / RSA Animation

Два замечания. (1) Само собой, хороший конспект — это серьезная работа, поэтому писать конспекты каждой прочитанной статьи или книги невозможно. Однако ключевые для вашего реферата или самостоятельного исследования тексты стоит конспектировать. (2) Конспект не заменит и не исключает повторного чтения. Ключевые тексты потому и ключевые: перечитывая их, всегда можно найти что-то новое (доверяй, но перепроверяй, в т.ч. — сам себя).

Наконец, помните, если статья кажется вам рыхлой, если тезис не получается обнаружить, а аргументы не складываются в систему, вполне вероятно — это ваша недоработка. В любом случае, конспект нужен не для того, чтобы осудить, но чтобы понять. Поэтому ваша задача — представить текст в наиболее сильном, «выгодном» для его автора свете, руководствуясь т.н. «принципом академической благожелательности», ПАБ (Charity Principle).

Ниже изложено несколько простых шагов к написанию конспекта.

  1. Сначала прочитайте текст целиком и сформулируйте для себя его главную мысль.
  2. Перечитайте текст, выделяя в каждом параграфе/разделе основное предложение. Потом перечитайте все подчеркнутые предложения.
  3. Начните писать, сформулировав в первом предложении основную мысль, как вы ее поняли. Это предложение должно содержать имя автора и краткое название его труда (в скобках год публикации).
  4. Ориентируясь на подчеркнутые предложения, перескажите аргументы автора в поддержку основной мысли. Пересказывайте своими словами, не переводите. Если вы хотите включить прямую речь, не забывайте использовать кавычки. Делайте пометку, если аргумент является вспомогательным и не связан с основной мыслью. Результат должен отражать структуру статьи.

Само собой, ПАБ не означает, что вы должны во всем соглашаться с автором, закрывать глаза на ошибки или провалы аргументации. Поэтому

5. Последняя часть аналитического конспекта — критическая. В ней следует обозначить, насколько аргументы автора поддерживают его основной тезис. Если какие-то из доводов показались вам неубедительными, об этом тоже нужно сказать. Но не забывайте, критичность — это не критиканство. Критичным может быть и продуманное одобрение. Любое ваше утверждение должно быть обосновано, даже если вам оно кажется очевидным.

«Изменение парадигм образования» / RSA Animation

Критическая часть должна быть взвешенной и неэмоциональной. Например, вы можете:

оценить, насколько все аргументы складываются в систему и поддерживают авторский тезис, есть ли скрытые противоречия между разными аргументами, все ли по делу;

защитить позицию, с которой спорит автор;

подкрепить или развить тезис автора собственными аргументами;

привести контраргументы, опасные для авторской интерпретации, не обязательно опровергая ключевой авторский тезис;

сравнить преимущества различных позиций по поводу рассматриваемого вопроса;

показать, что автор исходит из невыраженных предпосылок, и атаковать их;

сделать выводы из утверждений автора и оценить их убедительность;

и др.

Не забывайте, что конспектом будут пользоваться ваши коллеги, и от того, насколько серьезно вы подойдете к делу, зависит успех и их работы. Наука — общее дело.
IQ