• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Лекция Галина Тиханова на тему: "Литературная теория vs. поэтика: о современном скепсисе относительно Теории"

На Youtube канале ИГИТИ доступна лекция Галина Тиханова.

Лекция Галина Тиханова на тему: "Литературная теория vs. поэтика: о современном скепсисе относительно Теории"

23 декабря 2020 г. в рамках семинара Института гуманитарных историко-теоретических исследований им. А.В, Полетаева (НИУ "Высшая школа экономики") «Фронтиры гуманитарного знания в XXI веке» Галин Тиханов (ИГИТИ) выступил с докладом «Литературная теория vs. поэтика: о современном скепсисе относительно Теории». Дискутантами доклада были С.Н. Зенкин (НИУ ВШЭ), О.Ю. Бессмертная (НИУ ВШЭ) и А.Н. Дмитриев (ИГИТИ НИУ ВШЭ).

Аннотация

В докладе рассмотрены некоторые резоны для сопротивления теории, характерного для последних нескольких десятилетий развития гуманитарного знания. Одна из причин такого неприятия – понимание того, что теория (в частности, литературная теория – но не только она) так и не обрела универсальной, всеобщей значимости. Теория не стала основным способом рефлексии о литературе вне западной традиции (сколь бы рискованным и открытым для обвинений в эссенциализме ни было представление о последней). В других, столь же влиятельных, но по своему типу не-западных культурных зонах – Китай и Ближний Восток будут тут хорошими примерами –так и не возникло, говоря исторически, значимого запроса на теорию; напротив, там литература анализировалась в рамках иной, не менее продуктивной поэтической оптики, существенно отличной от теоретической. Литературная теория как специфический дискурс была результатом особых исторических столкновений и «торгов» в связи с отношениями словесности к государству, его учреждениям, к религии и другим влиятельным социальным факторам – и только в резонансе с этими масштабными эмансипационными сдвигами (а порой и в их тени) теория и возникала как отдельный способ рефлексии о литературе. Эти столкновения – или, если угодно, борьба за автономию литературы – до недавнего времени происходили на Западе в формах, отличных от Китая и Ближнего Востока, и даже если теория литературы утверждалась в указанных регионах, то результат этих процессов был гораздо менее ощутимым и радикальным. Китай и Ближний Восток долгое время оставались культурным областями, в которых процветала утонченная и сложная поэтика(и ее влияние в этих культурах сохранилось) – тогда как литературная теория в европейском (и российском) смысле значимого резонанса там не обрела. Все это –достаточно нейтральное описание исторически сложившегося и притом фундаментального различия разных культур в плане их представлений об общественной роли и социальном назначении литературы. В докладе я попытаюсь прояснить несовпадение между литературной теорией и поэтикой, что позволило бы учесть специфический опыт крупных и влиятельных незападных культурных зон (Китая, Ближнего Востока, к которым следует добавить Персию/Иран и, до определенной степени, Индийский субконтинент). 

Ссылка на видео.