Круглый стол «Границы концепта “аутентичность” в европейских музыкальных культурах»
Для многих музыкальных культур концепция «аутентичности» является проблемной, спорной и нередко конфликтной или, наоборот, давно потерявшей актуальность. Дискуссии об «аутентичном» звуке, исполнительстве, звукозаписи и восприятии оказываются фундаментальными как в появлении новых традиций, практик и техник музыкальной игры, так и в формировании новых музыкальных жанров и направлений. Данный круглый стол был посвящен проблеме понимания и границ понятия «аутентичность» в совершенно разных и, на первых взгляд, не имеющих ничего общего музыкальных культурах: академических и неакадемических музыкальных сообществах, барочном исполнительстве, рок-музыке и саунд-арте.
Вопросы, которые выносились на обсуждение:
1. С чего начинается «аутентичность»? Каковы предпосылки и причины возникновения движений аутентиков?
2. Как мы можем определить цели поиска аутентичности в практике исполнения старинной музыки и танца? Почему появляются HIP (Historically informed performance)-движения?
3. Насколько понятие «аутентичность» тождественно понятиям «реконструкция» и «возрождение» (revival)?
4. Как соотносятся понятия «аутентичность» и «традиция»?
5. Какие музыкальные практики оказываются «аутентичными»? Что такое «аутентичный» звук?
6. Как проблематизируются музыкальные инструменты в рамках разных движений «аутентиков»?
Участники: А. В. Кульпина (Институт философии РАН), А. И. Золотухина (ИГИТИ НИУ ВШЭ), А. С. Колесник (ИГИТИ НИУ ВШЭ), А. В. Логутов (МГУ им. М. В. Ломоносова).
Модератор: А. В. Русанов (ИГИТИ НИУ ВШЭ).
Аннотации выступлений
А. В. Кульпина
Художник и знание: о двух направлениях аутентичного исполнительства
Возможно ли рассказать единую историю аутентизма? Когда и где была впервые сформулирована проблема аутентизма в искусстве? Кого считать автором концепции аутентичного исполнительства художественных произведений прошлого? Как свидетельства непосредственных представителей HIP-движения, так и попытки аналитического обобщения инсайдерских воззрений показывают аутентизм как полицентричное, дисперсное, многообразное явление, вариативное на теоретико-философском и организационно-практическом уровне. Однако, как бы ни различались версии, редкое изложение истории аутентизма обойдется без упоминаний, во-первых, об основании Схола Канторум, певческой школы при Солемском аббатстве, и институциональном и эпистемологическом противостоянии Школы и Парижской Консерватории, и, во-вторых, о фигуре Арнольда Долмеча, его конструкторской и исполнительской деятельности, сочинениях и образе музыканта-аутентика, оставленном им в памяти современников.
В докладе будут проанализированы и сопоставлены понятия аутентичности, использовавшиеся на раннем этапе HIP-движения в связи с его эстетическими программами и исследовательские методами.
А. И. Золотухина
«Аутентичное» исполнительство vs реконструкция: музыканты, танцоры и исследователи барокко
Понятия «аутентизм», «исторически информированное исполнительство», «реконструкция», revival, reinvention и др. тесно соседствуют друг с другом в дискурсивном поле барочного исполнительства, однако не являются полными синонимами. Одни принято критиковать, другие применимы не ко всем случаям. Сопоставление «аутентизма» и «реконструкции» в этом контексте выявляет следующие общие особенности: 1) эти термины не одинаково релевантны по отношению к разным областям искусства («аутентизм» описывает музыкальное исполнительство, «реконструкция» применима к танцевальным практикам); 2) это объясняется, прежде всего, разницей целей соответствующих практиков (аутентизм имеет непосредственное отношение к performance и зрителю, реконструкция в меньшей степени ориентирована на публику; отлично и отношение к автору исполняемого/реконструируемого произведения и т.д.); 3) при определении этих понятий нужно также учитывать роль субъекта в практике, наличие традиции восприятия того или иного явления современной аудиторией (здесь особого внимания заслуживает восприятие танца), отношение практиков к рабочим методам. В выступлении будут приведены примеры взаимоисключения этих двух понятий (показательны случаи замены обоих понятий на новые) и возможности их удачного соединения для достижения нового уровня барочного исполнительства: реконструкции смыслов.
А. С. Колесник
Аутентичность в популярной музыке: retro rock revival movement
Выступление будет посвящено соотнесению понятий revival («возрождение») и «аутентичность» в британской рок-музыке начала 2000-х гг. В популярной музыкальной культуре проблематика, связанная с концепцией «аутентичности», представлена довольно широким набором вопросов. С одной стороны, в музыкальной критике именно понятия «аутентичность» и «аутентичное исполнительство» нередко становятся ключевыми для разграничения поп- и рок-музыки. В первом случае музыкальной поп-культуре вменяется поверхностность и искусственность (звучания, исполнения и слушания), во втором –– рок-культура провозглашается «живой», глубокой и, таким образом, аутентичной. С другой стороны, возникновение на рубеже 1990–2000-х гг. такого культурного явления как retro rock revival movement в Великобритании и США (а позже и других странах) позволило иначе взглянуть на проблему «аутентичности». Базирующиеся на стилистике предыдущих десятилетий, в современных «новых-старых» музыкальных жанрах рок-музыки предлагаются разного рода «возрождения» (revival) «аутентичного» звучания и исполнения. Такие «возрождения» обладают следующими общими чертами: 1) Стремление к аналоговым переживаниям прошлого –– использование аналогового музыкального оборудования для исполнения и звукозаписи; 2) Ретро-стилизация и использование винтажных музыкальных инструментов, оборудования и носителей для достижения «аутентичного» звука; 3) Воспроизведение и буквальное воссоздание определенных паттернов концертных рок-выступлений, характерных для разных музыкальных жанров прошлого.
А. В. Логутов
Политика аутентичности и постгуманизм
В контексте современных «предметных полей» (studies) — cultural studies, performance studies, sound studies, popular music studies и проч. — понятие аутентичности указывает в сторону разнородных и неочевидно монтирующихся друг с другом явлений. Оно захватывает и вопросы верности оригиналу, которые предсказуемо обостряются в условиях массового культурного производства; и проблематику, связанную с воссозданием эстетического опыта в слушательских и зрительских сообществах; и, наконец, затрагивает главный нерв перформативности: вопрос о подлинности перформативного «я», об арсенале допустимых способов конструирования сценического или — шире — исполнительского субъекта. Последний круг проблем в последнее время получил подчеркнуто политическое звучание: может ли белый писатель «аутентично» ретранслировать опыт людей с другим цветом кожи? возможен ли «аутентичный» женский роман, написанный мужчиной? не является ли стремление белых рэперов перенять «аутентичные» приемы черных исполнителей формой культурной апроприации?
Привычная любому гуманитарию идея (разработанная русскими формалистами) о неустранимом зазоре между «художественным субъектом» (лирическим героем, сценическим образом и т.д.) и «биографическим автором», кажется, уже неспособна защищить последнего от ответственности за прегрешения первого. Примечательно, однако, что этот сдвиг исторически совпал с ростом интереса — как среди теоретиков, так и среди артистов — к философии постгуманизма, в рамках которой понятие «аутентичности», так или иначе связанное с представлением об автономном «я», оказывается очевидно проблемным.
Цель доклада — кратко описать эту коллизию на примере свежей книги Х. Шульце (Holger Schulze. Sonic Fiction. Bloomsbury, 2020) показать, каким образом исследователи звука подходят к ее решению.
Золотухина Анастасия Игоревна
Колесник Александра Сергеевна