В рамках проекта будут исследованы идеи вечности и времени, а также ключевые темпоральные понятия, метафоры и образы, в которых фиксируются эти идеи в разные исторические периоды. Соответственно, теоретическими ориентирами для участников проекта выступают теоретические наработки истории идей, дополненные методами истории понятий и иконологии. Такое теоретико-методологическое основание исследования позволит, с одной стороны, выстроить целостный нарратив европейской рациональной темпорологии и этернализма, с другой стороны, пересмотреть ключевые элементы этого нарратива в их актуальном интеллектуальном контексте. Это обеспечит не только уточнение историко-философских представлений о темпоральности у философов разных эпох и направлений, но и реактуализизацию классического наследия для современных дискуссий в рамках аналитической философии и современной науки. Соответственно, проект предполагает осуществление исследования в двух измерениях: аналитическом и историческом.
В русле исторического подхода, будут проведены исследования в области философии вечности и времени в широком, но в первую очередь, платоническо-ориентированном историко-философском и культурном контексте, для выявления новых этернелистических и темпорологических подходов, еще не рецепиированных современными аналитическими этернализмом и темпорологией. В фокусе внимания проекта окажутся такие темы, как философия вечности Платона; дискуссии о природе времени и вечности в Древней платоновской Академии; специфика этернализма в раннехристианской и византийской философско-теологической мысли; платоническая концепция вечности как танца и музыкальные метафоры в описании времени и вечности от античности до раннего Нового времени; темы времени, вечности и души в ландшафте знания раннего Нового времени; парадоксы темпоральности и морализация модальности в историографии и политике раннего Нового времени.
В русле аналитического подхода, с одной стороны, опираясь и существенно развивая идеи Э. Стамп, Н. Кретцмана, Б. Лефтоу, а с другой – обогащенные идеями, приобретенными и исследованными нами в русле проводимого в рамках проекта исторического подхода, мы сформулируем новые положения и аргументы аналитической темпорологии, и продемонстрируем, как эти положения и аргументы работают и углубляют понимание современной научной картины мира (и в естественных, и в социальных науках). В частности, будет подвергнута ревизии сложившаяся в современной метафизике времени устойчивая концептуальная рамка А- и B-теорий времени, как недостаточная для реконструкции темпорологии классических авторов, в том числе, наметим пути сближения двух основных и воспринимаемых сегодня контрарными концепций презентизма и этернализма.
Два этих измерения проекта - аналитический и исторический не находятся в конфликте и, в духе неопрагматизма Ричарда Рорти, взаимно дополняют друг друга: описывая мыслителей прошлого в их собственных понятиях, мы тем самым создаем почву и для перевода этих понятий на язык современной темпорологии, уточняя его и обнаруживая новые эвристически продуктивные ходы мысли. Эвристический потенциал предлагаемого нами аналитического перепрочтения истории вечности представляется очень внушительным: речь идет не только о включении классического наследия в актуальную научную дискуссию, но и об обнаружении неожиданных междисциплинарных синтезов, как, например, физики и теологии, политики и учений о вечности.