24-25 июня состоялась ежегодная международная конференция «Универсум платоновской мысли», в этом году посвященная рациональной теологии в платонизме. В конференции приняли участие сотрудники ИГИТИ: Дмитрий Бирюков, Кирилл Прокопов и Алексей Плешков.
Стажер-исследователь ИГИТИ Кирилл Прокопов выступил с докладом «Платоновская индивидуальная эсхатология: рационализация или мифотворчество?»
Аннотация доклада:
В докладе на примере эсхатологии заключительных мифов «Федона», «Горгия» и «Государства» будет показано, как Платон, опираясь на предшествующую религиозную-философскую традицию, сделал мифы о загробном существовании важной частью собственного философского проекта, в котором религиозные идеи и эсхатологические ожидания оказываются непосредственным элементом философской практики.
Научный сотрудник ИГИТИ Дмитрий Бирюков выступил с докладом «Cтатус апофатических высказываний о Боге во 2-м письме Григория Паламы к Варлааму Калабрийскому»
Аннотация доклада:
Во 2-м письме к Варлааму Калабрийскому Григорий Палама рассуждает о том, что "окрест Бога" и проводит мысль о том, что к тому, что «окрест Бога», относится и то, что положительно говорится о Боге, и то, что отрицательно. Таким образом, Палама субстанциализирует то, на что указывают отрицательные высказывания о Боге. В докладе предлагается трактовка того, что стоит за этим положением.
Директор ИГИТИ Алексей Плешков выступил с докладом «Нечаянная вечность: критика Платона и темпоральный статус Ума у Анаксагора»
Аннотация доклада:
Возникновение идеи вечности как трансцендентности времени в исследовательской литературе обычно связывается с именем Платона. Иногда в качестве его «вдохновителя» указывается Парменид. Интересно, что философская история этернализма полностью игнорирует фигуру Анаксагора, существования Ума (νοῦς) у которого может быть описано в терминах традиционной вечности. Отталкиваясь от критики Сократа в «Федоне», в докладе обсуждается временна́я структура космоса Анаксагора и темпоральный статус Ума.