• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Санжар Акаев выступил на конференции «Философия и культура в период пандемии»

Стажёр-исследователь ИГИТИ Санжар Акаев выступил на XII международной конференции Школы философии и культурологии НИУ ВШЭ «Философия и культура в период пандемии», проходившей в Москве с 30 сентября по 2 октября.

Доклад Санжара, подготовленный в соавторстве со стажёром-исследователем Лаборатории политико-психологических исследований Полиной Калашник, назывался «Университет как форма жизни: между утопией и практикой» и был прочитан в рамках секции «Социально-философская футурология».

Аннотация доклада:

Университеты занимают особое место в современных обществах, совмещая в себе различные интеллектуальные, научные и социально-экономические практики. Недавние катаклизмы в академической сфере, вызванные пандемией, заставили многих вновь задуматься о конститутивных чертах современных университетов и тех нормативных видений, в которых эти черты постулируются. Широко обсуждаемый «Реквием по студентам» Джорджо Агамбена (2020) выступает красноречивой иллюстрацией подобных теоретических поисков. В этом тексте Агамбен, выступая против «технологического варварства» дистанционного образования, также предсказывает «конец студенчества как формы жизни». Но действительно ли студенческую жизнь (и университетскую жизнь в целом) можно назвать "формой жизни"? В рамках доклада мы показываем, что концепт формы жизни, выступающий важным элементом поздней философии Агамбена, предполагает мессианический уход от суверенитета и негацию суверенной власти [potere] в новой конфигурации политического порядка и власти [potenza], актуализирующей человеческое стремление к счастью. По этой причине концепция "формы жизни" не имеет прямого отношения к современному состоянию университетов, тесно связанных с феноменом модерного суверенитета. Постулирование нового нормативного видения академической жизни требует теоретического обращения к иным концептуальным ансамблям и практикам, избегающим опасностей мессианизма и утопизма. Одной из таких практик выступает практика парресии [parrhesia] или веридикции, описанная Мишелем Фуко в ряде его поздних лекционных курсов. Парресию можно определить как свободное, мужественное и рискованное высказывание истины, продиктованное внутренним долгом говорящего. Для Фуко подобное высказывание истины является прямым источником сопротивления тем внешним процессам субъективации, которые субъектам навязывает власть. Соотнесённая с агамбеновским проектом, практика парресии выступает одним из важных элементов нового видения университета как формы жизни — видения, которое позволяет выстроить не-утопические стратегии мышления об университетских и академических сообществах.