Серж Нуаре в своем выступлении сконцентрировался на основных тенденциях цифровой публичной истории. Идея разделения авторитета (shared authority) публичного историка с его аудиторией стала одной из ключевых в его докладе. Нуаре отметил центральное значение коллаборации в публично-исторических проектах. Подобные проекты, по его мнению, основываются на краудсорсинге, который осуществляется благодаря цифровым технологиям. Серж Нуаре отметил также глокальность современной публичной истории – локальные проекты и практики публичной истории используют схожие междисциплинарные методы и отвечают на схожие общественные запросы по всему миру. Он указал на проекты публичной истории, которые могут помочь писать историю «снизу», в которой экспертный голос не принадлежит исключительно профессиональным историкам.
Мыкола Махортых предложил рассмотреть алгоритмы интернет-платформ как акторов публичной истории, которые могут определять, какую информацию увидят люди. Основываясь на эмпирическом исследовании алгоритмов поисковых систем, он указал, что алгоритмы контролируют доступ к историческому контенту, отдавая приоритет определенным сайтам и темам (или вообще выдавая нерелевантный контент). Махортых поставил вопрос о том, могут ли и должны ли публичные историки контролировать алгоритмических агентов. И если да, то по каким критериям оптимизировать их работу с множеством исторического контента, появившегося в цифровую эпоху?
Андрей Завадский поддержал идею Мыколы Махортыха об оптимизации алгоритмов. В своем выступлении он также отметил, что в цифровом пространстве существует множество информационных пузырей, отделяющих друг от друга разные публики, их память и версии прошлого. Завадский предположил, что необходимо построить коммуникацию между этими публиками, чтобы достичь объединения, ведь людей объединяет не само прошлое, а разговор о его разных версиях. Говоря о публичных историках, он отметил, что им необходимо учиться новым формам коммуникации, в том числе с молодой аудиторией (например, коммуникации в социальных сетях). В России, к примеру, в связи с этим нужно пересмотреть российские магистерские программы по публичной истории и сделать их более практико-ориентированными.
Дискуссию после докладов начал Серж Нуаре: при работе с историей в цифровую эпоху важно обращать внимание на качество контента, а не его количество. Задача публичного историка сейчас – это не только решение конфликтов между разной памятью сообществ, но и противостояние фальшивой истории (fake history), которую алгоритмы распознать не в силах. Мыкола Махортых возразил, что именно количество контента приводит к тому, что сложно поддерживать качество информации и вырабатывать универсальные критерии для его определения.
Последовавшие комментарии и вопросы развивали эту тему. Алиса Максимова обратила внимание на то, что следует разделять крупные медиа-платформы, которые являются агрегаторами контента (например, YouTube), и те, что являются вполне самостоятельными и могут иметь собственные принципы в отборе информации. Кирилл Молотов привёл пример неосталинистов в TikTok, которые могут «взламывать» алгоритм для продвижения своих взглядов на советскую историю, следовательно, публичные историки тоже могут воспользоваться такой возможностью работы с медиа. Борис Степанов, указывая на заглавие 11-ых Полетаевских чтений, подчеркнул, что будущее теории важно и для публичной истории. Какие теории могут применять публичные историки для осмысления цифровых феноменов? Продуктивно ли использование теории публичной сферы Хабермаса и как следует сейчас понимать публику и аудиторию?
В процессе обсуждения Мыкола Махортых сформулировал тезис о том, что, несмотря на эффективное применение идей Хабермаса к проблемам цифровой публичной истории, эта теория не учитывает проблему информационного неравенства и роль алгоритмических агентов в нём. Есть люди, которые понимают, как можно «взломать» алгоритм, и те, кто не имеют доступа к управлению информацией. Но публичные историки могут воздействовать на разработчиков медиаплатформ, требуя обеспечить прозрачность работы алгоритмов, чтобы нивелировать неравенство и вызвать структурные изменения в сложившейся ситуации.
Напротив, по мнению Андрея Завадского, у публичной истории нет своей теории, так как это постдисциплинарный проект. Современные теоретические направления – например, postcolonial studies, queerstudies, communication studies – влияют на постановку проблем перед публичным историком и на запросы аудитории. Однако публичные историки опрометчиво уделяют мало внимания прямой коммуникации с сообществами. К этой мысли Серж Нуаре добавил, что именно в компетенциях следования за аудиторией и обращения к ней с помощью разных медиа состоит разница между публичным историком и историком «академическим». Обеспечение равного публичного доступа к прошлому – это основа для формирования активного гражданского сообщества.