• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Александр Русанов выступил на конференции «Конструирование прошлого».

Александр Русанов выступил с докладом на конференции «Конструирование прошлого», проходившей 2–4 ноября 2021 г. в Европейском университете в Санкт-Петербурге.

Со 2 по 4 ноября в Европейском университете в Санкт-Петербурге прошла конференция "Конструирование прошлого» (программа конференции доступна по ссылке). На конференции с докладом «Визуалиазация средневекового академического прошлого в университетах Нового и Новейшего времени» выступил старший научный сотрудник ИГИТИ Александр Русанов.

В докладе было рассмотрено то, каким образом представления о средневековых университетах визуализировались в европейских академиях XIX–XX вв., а также то, как данные визуализации использовались в спорах о целях, задачах и реформах высшего образования. Были рассмотрены случаи университетов Англии, США, Франции, Италии, Португалии.

Было проанализировано, как с этой целью переосмыслялось сохранившееся наследие Средневековья. Так, старинные архитектурные сооружения становились самым узнаваемым образом университета, символом его славного прошлого и престижности, имевшим гораздо большее распространение, чем исторические сочинения.Соответственно, архитектурное и скульптурное наследие получало новые интерпретации.

Во второй части доклада будет рассмотрено, как университетское Средневековье визуализировалось в произведениях рассматриваемого периода. Первую группу источников составят скульптурные памятники важнейшим деятелям, связанным с первыми веками истории того или иного университета: короли-основатели (такие, как Диниш в Португалии) или ученые (например, Петр Абеляр). Особый интерес представляют попытки визуализации средневекового университетского сообщества в целом (например, изображения лекций и студенческих шествий на рельефах и панно в зданиях Коимбрского университета в период тоталитарного Нового государства).

Наконец, университетская старина визуализировалась в стилизации строившихся в рассматриваемый период университетских зданий. В данном случае создатели могли ориентироваться как на средневековые постройки самого университета, так и на «универсальные» представления о «респектабельном» и традиционном старинном академическом сооружении. Все эти визуальные образы, как «аутентичные», так и новые, становились неотъемлемой частью представлений об университетском прошлом и, соответственно, идентичности выпускников той или иной академии – в том числе, и иностранных.

В центре внимания исследования будет то, как эти образы давнего университетского прошлого соотносятся с национальным историческим нарративом, важной частью которого зачастую является описание значительной роли древнейшего образовательного и научного центра. Наряду с этим, рассматриваемые визуальные образы соотносились и с важным для как для XIX, так и для XX вв. нарративом единого европейского университетского прошлого, истока современной системы высшего образования. Соответственно, ряд визуальных элементов (образы студентов и преподавателей, готические очертания коллегий) виделись универсальными и зачастую заимствовались при попытки реконструировать (и сконструировать) собственное прошлое.