Александр Русанов выступил на конференции «Homines novi: новые социальные группы в жизни общества»
10–11 ноября 2021 г. состоялась конференция «Homines novi: новые социальные группы в жизни общества», организованная Отделом исторической антропологии и истории повседневности Института всеобщей истории Российской Академии наук. На ней с докладом «Студенты и магистры в Португалии кон. XIII–XIV вв.: формы репрезентации и борьба за правовой статус» выступил старший научный сотрудник ИГИТИ Александр Русанов
Аннотация доклада:
Университеты, чьи основные черты как социально-правовых институтов постепенно складывались на протяжении XII–XIV вв., традиционно рассматриваются как одно из уникальных созданий Латинского Средневековья. Как новая социальная группа, оказавшая огромное влияние на судьбу Запада, описываются тесно связанные с этими институтами средневековые интеллектуалы (в качестве примера можно привести ставшие классическими исследования Ж. Ле Гоффа и А. Де Либера). Однако важнейшим вопросом остается то, в какой степени и каким образом воспринималась новизна этой группы в рамках языков самоописания средневекового общества, как рамках риторики, так и в сфере права.
Этой проблеме также посвящен ряд исследований (в частности, исследования концепции translatio studii у С. Лузиньяна и А. Дестемберга), однако затрагивают они, главным образом, случаи крупнейших ученых центров Европы, в частности, Парижа. Периферийные университеты и члены их корпораций, зачастую воспроизводившие правовые модели и риторику саморепрезентации знаменитых университетов, как правило изучаются мало.
В докладе рассмотрен случай португальских интеллектуалов XIII–XIV вв., связанных с университетским сообществом. Португальский studium generale был основан между 1288 и 1290 гг. в Лиссабоне, в течение следующих 100 лет неоднократно переезжал между двумя городами, Лиссабоном и Коимброй. И королевская власть, основавшая университет и даровавшая ему привилегии, и члены университетской корпорации активно использовали риторику, призванную подчеркнуть древность института высших школ и связанного с ними особого положения «мудрецов» – верных советников государя. В то же время реализация привилегий требовала существенных трансформаций городской жизни, имущественных и правовых отношений, что нередко приводило к острым конфликтам.
На основе широкого круга источников (королевских грамот, университетских статутов, судебных и нотариальных актов) в докладе показаны пути осмысления новизны и «древности» университетского сообщества, а также связанных с этой концепцией стратегий, как удачных, так и неудачных, избиравшихся докторами и студентами для реализации дарованных им привилегий.
Тезисы докладов доступны по ссылке
Русанов Александр Витальевич