• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

В журнале «Полития» опубликована совместная статья Санжара Акаева и Полины Калашник

Cтатья стажёра-исследователя ИГИТИ Санжара Акаева и стажёра-исследователя Лаборатории политико-психологических исследований Полины Калашник «Политические импликации философской парресии в поздних лекциях Мишеля Фуко: генеалогия критики и реальность философии» была опубликована в свежем номере журнала «Полития: Анализ. Хроника. Прогноз» (№4, 2021).

Аннотация статьи

Концепция парресии (свободной, истинной и мужественной речи) занимает центральное место в последних лекционных курсах Мишеля Фуко. В этот «поздний» период философ подробно обращается к античным и раннехристианским источникам, ставя перед собой цель выстроить обширные генеалогии двух явлений, определивших западную историю: генеалогию субъективности и генеалогию «критической традиции» в философии. Для рассмотрения последней в лекционном курсе «Управление собой и другими» 1982–1983 годов Фуко приступает к изучению текстов Платона, которые мыслятся им как основополагающие для философских практик веридикции на Западе. Платоническая парадигма задает философии ряд предельных задач, главная из которых постоянное испытание своей реальности и серьезности, испытание учения философии (logos) через ее дела и практики (ergon). Фуко постулирует, что для современной философии это испытание неизменно осуществляется в определенном отношении к политике и власти, которое предполагает отказ от прямого участия в их делах; постоянную критику наших ошибок и заблуждений; поиск и определение форм, в которых мы как субъекты способны изменять самих себя. В этой статье мы предпринимаем попытку (1) осветить генеалогическое значение фукодианской концепции парресии и ее связь с современной философией; (2) представить классификацию парресии (с опорой на лекции Фуко), позволяющую выделить в этом феномене два измерения — политическое и философское — и их различные модальности; (3) целостно описать и оценить платоническую философскую парресию, рассмотрев проблему ее сложной взаимосвязи с политикой, приобретающую наиболее острый характер в момент испытания так называемой «реальности философии».