Полетаевские чтения – XI. «Общество позднего социализма: перспективы исторического осмысления»
Полетаевские чтения — ежегодная конференция Института гуманитарных историко-теоретических исследований, посвященная памяти одного из основателей института, Андрея Владимировича Полетаева.
Запись секций прошедшей 19-20 октября 2022 года конференции можно обнаружить на канале ИГИТИ в YouTube - https://www.youtube.com/channel/UCetv6o0928wCs1SvacTu_6w/videos.
О конференции:
Полетаевские чтения 2022 года проводилась в рамках совместного проекта ИГИТИ НИУ ВШЭ и Антропошколы ТюмГУ «Поздне/Постсоветское: ценности, практики, акторы» (Программа «Зеркальные лаборатории» НИУ ВШЭ).
Изучение позднего социализма стало в последние годы важнейшим направлением в изучения советской эпохи. Это связано с запросом на более нюансированное изучение «человека советского», которое учитывало бы многообразие факторов, определявших жизнь советского общества, представляло бы динамичную картину соотношения ценностных, институциональных и материальных контекстов различных социальных, культурных и политических феноменов. Реакцией на этот запрос стало возникновение множества проектов, посвященных анализу позднесоветского общества. Задача конференции заключается в том, чтобы сформировать площадку для обсуждения этой проблематики, которая объединила бы как участников этих проектов, так и исследователей из России и зарубежных стран. В рамках конференции удалось обсудить следующие вопросы:
1. «Каноны и кануны». В течение последнего десятилетия сложился явный дрейф фокуса в исследованиях советского общества от анализа сталинского общества к изучения позднего социализма. Можно ли говорить о формировании в этом поле исследовательского консенсуса по поводу идентификации общества позднего социализма и временных рамок «позднесоветского»? Как меняются эти исследования в связи с изменением повестки дня в социальных и гуманитарных науках, а также дискуссии о смысле и границах «пост-советского/постсоциализма»? Какие трудности и напряжения в изучении позднесоветского возникают?
2. «Это было навсегда, пока не кончилось». Зафиксированная в названии книги А. Юрчака резкость исторического перелома советского общества противоречит представлению о преемственности позднесоветского и постсоветского общества, устойчивости тех социальных и материальных структур, которые были основой общества позднего социализма. Каким образом масштабируются изменения при применении различного аналитического инструментария? Как воздействует на исследования позднесоветского изменившаяся историческая конъюнктура?
3. «По странам и континентам». Период позднего социализма стал временем расширившихся международных контактов СССР и, шире, – социалистического блока. Каким образом развитие исследований позднесоветского общества меняет восприятие холодной войны как основе послевоенного миропорядка, изоляционизма советского общества и т.д.? Как вписывается изучение позднесоветского в постколониальную перспективу?
4. «Все идет по плану». Позднесоветское время было связано с формированием институциональной организации современного общества, функционировавшей в специфическом советском контексте. Как можно выйти за пределы описания этой системы в рамках существующих логик – логики нормализации, с одной стороны, и в логике институциональных дефицитов, с другой?
5. «Археология позднесоветского (Позднесоветский архив)». Ценность культурного наследия позднесоветского периода – от искусства, архитектуры и дизайна до литературы, фотографии и кинематографа – сегодня попадает в фокус внимания и обсуждения. Вместе с тем, большие пласты культурной продукции по-прежнему остаются неосвоенными ни в культурном, ни в исследовательском плане. Какие фрагменты позднесоветского наследия представляют сегодня первостепенный интерес для исследователей, что они позволяют узнать о жизни этого общества?
6. «Позднесоветская интеллигенция: двойное сознание vs вненаходимость». Интеллектуальная история позднесоветского общества всегда была полем острых дискуссий, предметом которых была оригинальность и творческий потенциал советских интеллектуалов, их усилия по поиску ресурсов и практики жизни в закрытом обществе. Как трансформировалась изучение интеллектуальной жизни в ходе разработки социальной истории позднесоветской интеллигенции, проблематизации взаимосвязи между официальной и неофициальной культурой, исследований советской публичной сферы и т.д.?
Оргкомитет: И. Савельева, Г. Орлова, А. Касаткина, Г. Янковская, Е. Кочеткова, А.Фокин, Р. Абрамов, А. Ильин, А. Колесник, Б. Степанов
Программа:
19 октября
20 октября