• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Санжар Акаев сделал доклад на конференции "Философия и культура в период пандемии"

Стажёр-исследователь ИГИТИ имени А. В. Полетаева Санжар Акаев сделал доклад на XII международной конференции Школы философии и культурологии НИУ ВШЭ "Философия и культура в период пандемии", проходившей в Москве с 30 сентября по 2 октября.

Санжар Акаев сделал доклад на конференции "Философия и культура в период пандемии"

Доклад Санжара, подготовленный в соавторстве со стажёром-исследователем Лаборатории политико-психологических исследований Полиной Калашник, назывался "Университет как форма жизни: между утопией и практикой" и был прочитан в рамках секции "Социально-философская футурология".


Университеты в современных обществах совмещают интеллектуальные, научные и социально-экономические практики. Катаклизмы в академической сфере, вызванные пандемией, заставили многих вновь задуматься о конститутивных чертах современных университетов и тех нормативных видений, в которых эти черты постулируются. Широко обсуждаемый "Реквием по студентам" Джорджо Агамбена (2020) выступает красноречивой иллюстрацией подобных теоретических поисков. В этом тексте Агамбен, выступая против "технологического варварства" дистанционного образования, также предсказывает "конец студенчества как формы жизни". Но действительно ли студенческую жизнь (и университетскую жизнь в целом) можно назвать "формой жизни"? В докладе показывается, что концепт формы жизни, выступающий важным элементом поздней философии Агамбена, предполагает мессианский уход от суверенитета и негацию суверенной власти (potere) в новой конфигурации политического порядка и власти (potenza), актуализирующей человеческое стремление к счастью. По этой причине концепция "формы жизни" не имеет прямого отношения к современному состоянию университетов, тесно связанных с феноменом модерного суверенитета. Постулирование нового нормативного видения академической жизни требует теоретического обращения к иным концептуальным ансамблям и практикам, избегающим опасностей мессианизма и утопизма. Одной из таких практик выступает практика парресии (parrhesia) или веридикции, описанная Мишелем Фуко в ряде его поздних лекционных курсов. Парресию можно определить как свободное, мужественное и рискованное высказывание истины, продиктованное внутренним долгом говорящего. Для Фуко подобное высказывание истины является прямым источником сопротивления тем внешним процессам субъективации, которые субъектам навязывает власть. Соотнесённая с агамбеновским проектом, практика парресии выступает одним из важных элементов нового видения университета как формы жизни – видения, которое позволяет выстроить неутопические стратегии мышления об университетских и академических сообществах.