Первый семинар группы
27 января состоялся первый рабочий семинар научно-учебной группы «История-память о жизни российских университетов 1980-2000-х годов».
27 января состоялся первый рабочий семинар научно-учебной группы «История-память о жизни российских университетов 1980-2000-х годов». Первая часть семинара была посвящена обсуждению организационных вопросов, связанных с разъяснением целей проекта и распределением обязанностей и заданий среди участников. Во второй части встречи выступила Зарина Гатина с презентацией рукописи статьи «Возможности и ограничения устной истории при изучении современных академических сообществ». Презентация Зарины продемонстрировала основные намеченные направления дальнейшего развития исследовательской деятельности НУГ.
В рукописи своей статьи Зарина попыталась ответить на вопрос, каковы возможности применимости методов устной истории для изучения современных университетов. Анализу подверглись собранные участниками Центра университетских исследований интервью с университетскими преподавателями и представителями администрации. Зарина, опираясь на собранный материал, в презентации пыталась описать выявленные ею в интервью способы или варианты самоописания академического сообщества. В статье обсуждались возможные варианты интерпретации понятий «университет», которые давали в своих интервью его «обитатели», а также расшифровки смыслов академической жизни, которые они предлагали. Докладчица продемонстрировала, что такая установка проблемы потребовала от нее анализа языка университетского самоописания, расслоения коллективной мифологии на индивидуальные и групповые интересы, изучения персональных стратегий университетской жизни с возможным последующим синтезом исторических свидетельств о постсоветских университетах.
В ходе выступления Зарины Гатиной у присутствующих появлялись уточняющие вопросы, замечания и пожелания. Так, Елена Анатольевна Вишленкова посоветовала расширить теоретическую базу и привлечь исследования С. Квале по работе с интервью, а также труды по технике устной истории таких исследователей как, например, Д. Роббинс и Г. Розенталь. Марина Фадеева посоветовала Зарине более подробно рассказать в статье о том, кем и как был создан вопросник, чем при этом руководились те, кто его придумывал. Олег Захаров указал на проблему организации текста в статье, подсказал способы сделать его более четким и логичным. Кира Ильина порекомендовала расширить источниковую базу и подключить к анализу, например, исследования проекта «Сова Минервы», участники которого опрашивают старейшин отечественного антиковедения.