• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

17 февраля состоялся второй семинар НУГа.

17 февраля состоялся второй семинар группы. Повесткой встречи выступило обсуждение рукописи статьи Олега Захарова «Три образа трех университетов» и обновление сайта НУГа.


На второй встречи участников НУГа Олег Захаров представил свою рукопись «Три образа трех университетов», в которой он попытался на основе собранных участниками НУГ интервью показать, какие мифы присущи трём университетам: Московскому государственному университету имени Ломоносова, Российскому государственному гуманитарному университету и Национальному исследовательскому университету «Высшая школа экономики». При этом, он выявлял из интервью, как представляют свой университет студенты и профессорско-преподавательский состав, как происходит саморепрезентация университетов. Было выяснено, что МГУ присущ традиционный миф о своей древности и большом значении, в то время как НИУ ВШЭ, однозначно, ассоциируется с мифом места инноваций. При этом РГГУ сочетает в себе обе черты, соответственно, занимает срединную позицию между приверженцем инноваций и традиций. Хотя РГГУ в последнее время и отказался от идеи большой академической свободы, новый миф, тем не менее, не сформировался.
Докладчиком было сказано, что наиболее эффективным является миф ВШЭ, но более актуальным — миф МГУ. После вопроса Елены Анатольевны Вишленковой о саморепрезентации университета, Олег пояснил, что саморепрезентация является стихийным процессом, но организованным исследователями, Так, когда мы, например, берём интервью у профессоров, тем самым навязываем им необходимость саморепрезентации.
Также, были внесены некоторые предложения по редакции рукописи.
Так, Елена Анатольевна предложила привлечь к исследованию визуальные источники (эмблема университета, способы представления его образа в интернете) и объяснить, как такие источники могут помочь исследователю при выявлении механизмов самоописания университета. Был обговорён большой блок вопросов и предложений, связанный с усовершенствованием применяемого в исследовании аналитического инструментария. В частности, Зарина Гатина посоветовала в статье обговорить значение понятий «миф» и «традиция» и по возможности разграничить их, чтобы избежать различных недопониманий.
Олей Буриной, студенткой первого курса факультета истории, было замечено, что статья напоминает сказку «о трёх братьях». Ей показалось, что автор пристрастен в свеем отношении к трем описываемым им университетам. Она посоветовала построить нарратив так, чтобы у читателей не возникало подобного ощущения. Дабы этого избежать, необходимо, согласно Оле, лишить язык статьи эмоциональной окраски. Но появилась и другая точка зрения, а именно: исследователь сам вправе решать, как относиться к исследуемому объекту, все зависит от целей, которые он ставит. Если целью исследования является критика, или разоблачение, то автор использует соответствующую для этого методику работы. Эту мысль высказала Зарина, на что Елена Анатольевна посоветовала быть осторожным и призвала участников НУГа как будущих исследователей истории университетов не критиковать и обрушиваться с замечаниями, а стараться реконструировать из собранных фрагментов историю высшей школы. Таким образом, Олег Захаров получил большое количество советов и замечаний, что дало ему возможность скорректировать линию дальнейшего исследования.