• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

14 марта состоялся третий семинар НУГ

14 марта состоялся третий семинар группы. Повесткой встречи стало обсуждение рукописи статьи Фадеевой Марины "Брак в жизни студентов Московского университета конца XIX — начала XX веков".

На семинаре рукопись своей статьи представила Марина Фадеева, студентка 4 курса факультета истории НИУ ВШЭ. Тема была заявлена как «Брак в жизни студентов Московского университета конца XIX — начала XX веков». Представленный на обсуждение текст является частью дипломной работы Марины. Целью докладчицы было рассмотреть институт студенческого брака в указанный период, процедуру вступления студентов в брак, а также отношение правительства к подобного рода явлениям. Анализу подверглись, с одной стороны, делопроизводственная документация архивов Императорского Московского университета, а, с другой стороны, нормативно-правовые акты, регулирующие право студентов вступать в брак.

Марина рассматривает студенческие прошения о вступлении в брак до 1904 года. Вполне очевидным вопросом, возникшим у слушателей, стал: почему границей выступает именно 1904-й год? Марина пояснила, что идея ограничить исследование именно этой датой вызвана её желанием не перегружать источниковую базу и не затрагивать период революции 1905-1907 годов. К тому же, та эпоха, которую изучает автор, отличается, на ее взгляд, относительной стабильностью. Основным источником для исследования были прошения студентов на имя ректора. Конечной инстанцией выступал министр народного просвещения, который давал разрешение на брак или отклонял прошение. По этому поводу у Киры Ильиной возникли сомнения, действительно ли министр занимался подобными делами, или за него это делали его подчиненные, а подпись на итоговом документе имела лишь формальное значение. Этот вопрос остался открытым, и Марине следует доработать его.
Слушателями было отмечена хорошая осведомленность автора исследованиями по тематике, такими как «Половая перепись московского студенчества» М.А. Членова, а также работами П. Иванова и А.Е. Иванова. Зарина Гатина подметила, что приведенные в рукописи схемы и таблицы, с одной стороны, способствуют наглядности и лучшему восприятию написанного, но, с другой стороны, создают впечатление запутанности и вовлечения в «исследовательскую паутину», что может вызвать трудности при понимании основной идеи автора. Поэтому Марине было рекомендовано дать пояснения к иллюстративному материалу с тем, чтобы читатель четко понимал, для чего этот материал используется в исследовании.
В ходе обсуждения возник вопрос об истоках практики запрещения студенческих браков. Согласно Елене Анатольевне Вишленковой, истоками этого выступили несколько законов 1817 года, которые были инициированы министром народного просвещения А.Н. Голицыным. Основная идея этих нововведений сводилась к тому, что студент не является полноценным самостоятельным членом общества, поскольку он не в состоянии обеспечивать ни себя, ни тем более семью. Дальнейшие метания правительства относительно этого вопроса обусловливались изменением самого студенчества и ситуации в стране. В конце девятнадцатого столетия студенчество сильно радикализируется, растет число суицидов, пьянство, нищета. Вопрос, рассматриваемый Мариной, является частью большой темы «университетской культуры». Автору было рекомендовано усилить аргументацию, восстановить сеть значений, используемых в рукописи, и поместить их в контекст эпохи, чтобы было понятно, частью чего они являются.

Кира Ильина заметила, что в докладе ей не хватило источниковедческого анализа. Она посоветовала ознакомиться с описями Российского государственного исторического архива, провести анализ материалов фондов № 417 и № 459 Центра хранения документации до 1917 года Центрального государственного архива города Москвы. Также автору было рекомендовано подумать над тем, какой социальный статус имели студенты, каковы были их права, в чем заключалась процедура подачи прошений на вступления в брак.
Обсуждение оказалось очень полезным для Марины. Она поняла, над чем ей еще стоит поработать и наметила дальнейшие векторы развития темы. Мы желаем Марине удачи в дальнейшей работе по данной теме!

Материал проиллюстрирован среди прочего открытками, изображающими различные студенческие типы, Владимира Кадулина (нач. XX в.)