• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

4 апреля состоялся научный семинар НУГ, посвященный обсуждению доклада Елены Анатольевны Вишленковой.

4 апреля состоялся научный семинар НУГ, посвященный обсуждению доклада Елены Анатольевны Вишленковой "Университетские истории в России: генезис жанра". Докладчик предоставила слушателям полный текст будущей статьи. Обсуждение развернулось главным образом вокруг проблемы коллективной мифологии в университетских мемуарах.

4 апреля состоялся очередной (пятый в этом году) научный семинар НУГ. Е.А. Вишленкова представила для обсуждения рукопись своей новой статьи «Университетские истории: генезис жанров». В ней сделан обзор развития университетского историописания за большой промежуток времени XIX – XX веков.

Автор считает, что в России сложилось несколько подходов к описанию университетского прошлого. Первый – институциональный. В такого рода нарративах университет предстает частью государственного аппарата. Первым исследователям было важно рассказать о просветительских мерах правительства и его университетской политике, проследить функции и структуру высшей школы. Именно это стремление доминировало в историографии XIX века. В советское время старые университеты подозревались в службе царскому правительству. Для утверждения их политической лояльности историки сместили фокус исследования в плоскость социальной истории и из всех возможных сюжетов разрабатывали в ней только тему противостояния «передовых» ученых и студентов – политической власти. Возможность представления университета как пространство научного поиска, трансляции и производства знаний предоставляли «Словари» преподавателей, питомцев, иностранных профессоров или ректоров. Университет как корпорация представлен на страницах сборников воспоминаний.

Сегодня тематика и жанры описания прошлого заметно расширились. История университета изучается с позиции правительственной политики в области высшего образования, с точки зрения исследования культурных феноменов академической жизни и ее агентов, сквозь призму просопографии российской науки или национальной элиты.

Отвечая на вопросы участников семинара, Елена Анатольевна заявила, что не существует единой «нормативной» истории университетского прошлого. Корректнее признавать наличие и право на существование разных историй, существующих в разных жанрах и созданных разными исследователями, даже не-историками. Создание большого нарратива не предполагает ретуширование различий и противоречий, подчинение сложного и многоликого прошлого единой социологической схеме.

Мы желаем Елене Анатольевне успеха в завершении работы над статьей!