• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

В архиве НУГ появилось новое интервью.

Наш архив интервью пополнился рассказом Алексея Константиновича Афанасьева, проректора Московского архитектурного института по учебной работе, профессора, Почётного работника высшего профессионального образования Российской Федерации, Почётного члена Российской Академии Художеств.

С текстом интервью можно ознакомиться ниже.

дата проведения интервью: 17 сентября 2013 г.

место проведения интервью: Москва, Московский Архитектурный институт, Рождественка, 11/4.

сведения о собеседнике: Алексей Константинович Афанасьев, проректор МархИ по учебной работе, профессор, Почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, Почётный член Российской Академии Художеств.

интервьюер:Землякова Елизавета.

расшифровка и редакция интервью:Землякова Елизавета

 

Алексей Константинович, расскажите, пожалуйста, немного о себе и Вашей семье. Что значило высшее образование для Вас и Вашей семьи?

— В моей семье высшее образование всегда считалось необходимостью. Мои родители тоже имеют высшее образование. Отец был дипломатом, мама — врачом. Но так сложилось, что я выбрал другую профессию. Меня всегда интересовало проектирование, интересовала архитектура с детства. Таким образом, выбор определился практически неизбежно. На тот момент в Союзе существовал всего один архитектурный институт, к счастью, в моём родном городе. Я готовился несколько лет и сразу поступил после окончания средней школы. А потом сложилось так, что меня стали интересовать вопросы преподавания. Меня сразу оставили в институте на преподавательскую работу. У меня было несколько серьёзных стажировок в проектных организациях, затем аспирантура, но преподавательская деятельность всегда играла большую роль в моей жизни.

 

Каким был Ваш институт в 80-е годы?

— Много здесь было интересного. Жизнь бурлила, кипела. Он принципиально отличался от других ВУЗов страны, потому что мы всегда старались быть в русле современных идей, практики, информационная доступность у нас была достаточно широкая, несмотря на то, что определённые элементы цензуры в то время существовали. Но на нашу профессию это не распространялось. Мы всегда старались быть в русле этих новаций.

Наш институт всегда хранил традиции. С одной стороны, наша школа берёт начало с возникновения в XVIII веке русской классической академической школы, а, с другой стороны, в истории нашего института был такой период, как ВХУТЕМАС, то есть Высшие художественно-технические мастерские, которые были родоначальником русского, советского и мирового авангарда. На этих двух составляющих базируются наши современные тенденции и в преподавании, и в обучении, и вообще, в профессии.

 

Как изменился институт в годы перестройки?

— Конечно, в годы перестройки многое изменилось. Условия преподавательского труда тоже изменились. Такой стабильности чёткой, как было раньше, сейчас уже нет. Тем не менее, все трудности, с которыми мы сталкиваемся, имеют и обратную сторону, имеют положительный резонанс, потому что многие сейчас работают, совмещают преподавательскую деятельность с реальным участием в проектировании. Следовательно, они имеют возможность своё профессиональное мастерство шлифовать и квалифицированно работать не только как преподаватели, но и как практики, что очень полезно для обеих сторон.

 

С какими трудностями Вам приходилось сталкиваться ещё?

— Были и другие сложности. Например, мы потеряли очень много площадей в период перестройки, потому что в нашем распоряжении был Рождественский монастырь полностью и ещё несколько корпусов, разбросанных по центру. Мы их лишились и сейчас вынуждены находиться на территории того комплекса, который расположен на улице Рождественка, 11. Этот комплекс включает в себя всего несколько учебных корпусов, но мы, тем не менее, стараемся с этим справляться, как только возможно.

В советское время Архитектурный институт (тогда ещё не академия) являлся головной школой всех ВУЗов Российской Федерации, в которых изучалось архитектурное проектирование. В общем, это осталось и сейчас.

 

Настораживает ли Вас что-либо в современной системе высшего образования?

— Да, можно так сказать. Например, сейчас существуют такие тенденции у руководства в сфере образования, что деятельность ВУЗов оценивается по неким универсальным принципам. С нашей точки зрения, такие универсальные признаки не совсем правильны, так как следовало бы учитывать специфику творческих ВУЗов, для которых критерии оценки должны быть несколько другими.

 

Существует ли преемственность между ВУЗом 80-90-х гг. и современным институтом?

— Разумеется, преемственность между тем, что было раньше и что есть сейчас, существует. Мы никогда не теряли живую связь с прошлым и стараемся смотреть в будущее, опираясь на всё то наследие, которое удалось сформировать многим преподавателям ВУЗа.

 

Вы когда-нибудь думали о том, чтобы перейти на другую работу?

— Нет, мне такая мысль никогда в голову не приходила. Я считаю, что у меня очень счастливо сложилась биография, я всю жизнь проработал в МАрхИ. Здесь моё место, и я горжусь этим.

 

Включены ли Вы в систему отечественных и зарубежных грантов?

— Да, мы, конечно же, включены в эту систему. МАрхИ — единственный архитектурный ВУЗ России, аккредитованный Международным союзом архитекторов и ЮНЕСКО. Это была сложная процедура, но, тем не менее, мы её успешно прошли. Нас признали в мировом сообществе и, в частности, в странах Евросоюза.

 

А Вы лично когда-нибудь подавали заявку на какой-либо грант?

— Лично мне не пришлось это сделать, но многие мои коллеги это делали.

 

Существуют ли недостатки в финансировании науки?

— Конечно, они присутствуют. Это одна из наших основных сложностей, потому что в ВУЗе не такая сильная база проектирования, поэтому мы отчасти испытываем сложности в финансировании такого рода. Тем не менее, существует целый ряд форм, в частности, грантовая система, и это несколько компенсирует наши проблемы.

 

Какова роль гуманитарных факультетов в Вашем ВУЗе?

— Нельзя в полной степени назвать такие факультеты в нашем ВУЗе гуманитарными. Наши основные специальности — это архитектура и дизайн архитектурной среды. Самым многочисленным по количеству обучающихся является факультет архитектуры. Это направление является наиболее престижным, на него выделяется большее количество мест. Конкурс достаточно большой: более 5 человек на место. И он стабильно растёт с каждым годом.

 

Насколько я знаю, в Вашей академии существует кафедра истории Отечества?

— Вообще, профессия архитектора очень интересна и многообразна и складывается из нескольких составляющих. У нас образование построено таким образом: существуют три блока дисциплин. Во-первых, творческий блок (скульптура, живопись, рисунок), во-вторых, блок инженерных дисциплин (конструкции, физика, сопротивление материалов), в-третьих, теоретический блок, в который входят история архитектуры, история Отечества, что очень важно. Все они объединены и сходятся к главной дисциплине — архитектурному проектированию. Архитектурный проект подразумевает знание основ построения архитектурных сооружений, смысл их предназначения и художественное выражение этого предназначения.

 

Спасибо большое!