• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Трудности доступа или полевые будни социолога

Один из самых интересных и наиболее трудных этапов нашего проекта — поиск входов в поле, то есть способов привлечения жителей новых жилых районов к участию в исследовании.  Сложно спрогнозировать, насколько тот или иной прием окажется действенными или как долго придется завоевывать доверие людей. Мы хотим поделиться своим недавним опытом и рассказать, какие типы входа в поле оказались наиболее эффективными, а какие не дали результата.

Как оказалось, для разных жилых районов сработали разные способы входа в поле. Отчасти это связано со спецификой районов, отчасти - с разными тактиками работы исследовательских  подгрупп.

Некрасовка

В Некрасовке мы находили людей, согласных на интервью, через социальные сети и через знакомство “на месте”. В первую очередь мы воспользовались старым классическим способом: подходили к людям на улицах и рассказывали о том, кто мы и какое исследование проводим. Были те, кто не соглашался, у кого исследование вызывало вопросы и даже подозрение, но значительное число информантов в Некрасовке согласились побеседовать именно после такого знакомства. 

Размещение объявления в социальных сетях также оказалось эффективным методом: информация об исследовании нашла отклик у людей разного возраста. Именно эти информанты охотнее всего шли на контакт и были готовы порекомендовать своих друзей и соседей для интервью. Некоторые соглашались на беседу после прямого вопроса в личные сообщения, но чаще всего нас ждало молчание или отказ. Возможно такое сообщение легко принять за спам или рекламу. Кроме того, на него можно просто не отвечать, что сложнее сделать, когда разговор происходит лицом к лицу. Некоторые жители Некрасовки  были готовы “пройти опрос”, но отказывались, когда мы уточняли, что хотим встретиться лично и взять интервью. 

Путилково

В ЖК Путилково для поиска информантов оказались эффективны прежде всего социальные сети. Мы использовали две точки входа в местное сообщество. Первая — инициативная группа Путилково. Местные активисты согласились помочь нам в рекруте и разместили объявление о поиске информантов в своих социальных сетях — в ВКонтакте, в Инстаграме и в Телеграме. Вторая точка входа в поле — сообщество местных жительниц, сформировавшееся вокруг местного продуктового магазина. В этом нам помогла администратор, которая разместила объявление в чате Телеграма, где магазин общается с покупателями.  Некоторые местные жители были найдены методом «снежного кома»: наши информанты знакомили нас со своими знакомыми и друзьями, иногда представляя нас лично. Например, именно так мы познакомились с некоторыми владельцами местного бизнеса. 

Вход в поле в очередной раз подтвердил тот факт, что жизнь новых жилых районов тесно связана онлайн-коммуникацией. В жизни путилковцев большую роль играет Телеграм. В этом мессенджере создаются домовые чаты, информационные каналы, чаты по интересам, чаты магазинов. Было важно найти людей, готовых поручиться за исследователей, в нашем случае активистов, чтобы этот канал коммуникации был эффективен для поиска информантов. 

Ховрино

В этом районе мы изучаем новый жилой комплекс на улице Левобережной. Квартиры в нем выдаются военным и их семьям, с чем связаны основные трудности рекрута. Как и в Некрасовке, здесь применялся рекрут “на месте” и онлайн-рекрут через  социальные сети.

Несколько месяцев мы регулярно приезжали в ЖК, чтобы приглашать людей на улицах поучаствовать в исследовании. Этот способ оказался самым действенным, но даже он приносил мало контактов. Семьи военных оказались крайне закрытой группой. Они  ссылались на нехватку времени, ревность жен, говорили, что все это не для них. Самая интересная причина отказа оказалась такова: военным «запрещено контактировать с социумом». С такой позицией мы сталкивались не один раз, причем как от самих мужчин-военных, так и от их жен. 

Понимая сложность входа в этот “военный городок”,  мы записали видеообращение для местных жителей и выложили его в группу жилого комплекса. Несмотря на поддержку администратора группы, мы не получили ни одного отклика. В комментариях к видео жители, к сожалению, сочли наш проект “бесполезным”. На этом наши попытки пообщаться с жителями этого жилого комплекса не закаончились.  Мы продолжили приглашать к участию в исследованию тех, кто состоял в онлайн-сообществе жилого комплекса. Из сотни приглашений лишь несколько принесли результат, что в этом случае можно считать небольшой, но победой. 

В нашем арсенале остался еще один способ рекрута, на который мы возлагаем надежды. Сотрудники местного Главного управления обустройства войск  пообещали помочь нам с поиском информантов для интервью. Ответа от них мы до сих пор ждем и стараемся не терять надежды. 

Качественные исследования, связанные со сбором интервью, могут казаться простыми для человека не погруженного в полевую работу. На самом деле, проведение интервью связано с целым набором трудностей, которые начинаются еще на этапе поиска людей, готовых посвятить час-два своего времени, чтобы рассказать о своей жизни. Вскрыв поднаготную нашего исследования, мы попытались показать, что стоит за этой кажущейся простотой. Каждое интервью — результат трудоемкой работы, которая начинается задолго до того, как у исследователя появляется возможность спросить “Расскажите, пожалуйста, как вы переехали в этот район?”.