Контакт с информантом: основные трудности
Приглашение поучаствовать в исследовании далеко не стандартная ситуация для людей. Как исследователям нам всегда интересна их реакция на такие просьбы. Наши приглашения жителям новостроек обычно начинались с двух ключевых слов - социолог и Высшая школа экономики. В этой заметке мы расскажем о том, как жители новых жилых районов воспринимают социологов и университет, который мы представляем.
Недоверие. Исследователи, которых интересуют подробности личной жизни и биография людей, вызывали подозрение и даже страх у жителей новых жилых районов. Они ожидали обмана и думали, что мы преступники. Некоторые из местных жителей отказывались отвечать на вопросы даже на заранее организованной встрече. Незнакомый человек, неопределенная в сознании людей фигура исследователя, непонятность процедуры интервью - все это может сформировать атмосферу недоверия.
Соцопросы. В представлении людей социологическое исследование подразумевает скорее проведение опросов, нежели сбор интервью. Качественная методология остается в тени и мало известна широкой публике. Некоторые местные жители полагали, что мы предлагаем им заполнить анкету, а узнав о об интервью, отказывались участвовать в исследовании. В нашей работе образ “человека с анкетой” скорее мешает, потому что интервью предполагает другую процедуру: более глубокое погружение в жизнь информанта и более длительное общение.
Социологи и журналисты. Проведение интервью в восприятии некоторых людей делает социологов похожими на журналистов. Мы приходили к местным жителям, чтобы узнать в том числе об их проблемах, что периодически делают журналисты. Возможно, медийное освещение жизни в новостройках делает людей привычными к вниманию медиа. С одной стороны, это плюс, потому что жители готовы с нами разговаривать, чтобы привлечь внимание к проблемам своего района. Но это также и минус, поскольку журналисты работают быстрее исследователей. Стандарты научного исследования, которые мы все разделяем, не позволяют нам быстро предоставлять результаты широкой общественности. Оно подразумевает обобщение большого количества материалов, его вдумчивый анализ и написание текста, который должен пройти рецензирование.
Могут ли социологи решать проблемы. Среди жителей новостроек, которые узнавали о нашем исследовании, возникало мнение, что социологическое исследование бесполезно, потому что не поможет решить конкретные местные проблемы. Более того, существовала позиция, что наше исследование может, наоборот, навредить району, усилив его негативный образ и тем самым снизив стоимость жилья. Именно этого мы пытаемся избежать в своем исследовании. Наша цель в том, чтобы дать сбалансированную оценку жизни в новых жилых комплексах, не “демонизируя” новостройки, как это часто происходит в медийном дискурсе. При этом мы признаем, что не можем обещать решения конкретных проблемы в конкретном районе.
ВШЭ. Часть комментариев о нашем исследовании была связана с университетом, который мы представляем. Мы столкнулись не только с недоверием нам как исследователям, но и с недоверием Высшей школе экономики. Университет считали недостаточно серьезной структурой, чтобы результаты проекта могли быть использованы в прикладных целях. Жители сомневались, что их слова будут достоверно изложены. Они также ставили под вопрос заинтересованность Высшей школы экономики в исследовании проблем новостроек как “законодателя экономической политики”, чьи действия, по их мнению, привели к существующим в новостройках проблемам. Университет достаточно обсуждаем в информационном поле, поэтому вполне естественно, что он вызывает разные эмоции, в том числе и негативные.
При проведении полевого исследования важно быть готовыми к тому, что люди далеко не всегда понимают, зачем они должны тратить свое время на общение с незнакомым человеком. Существующие представления о работе социолога и образ университета становятся препятствием для проведения исследования. Тем не менее, мы стараемся воспринимать это как естественную часть нашей работы, и искать способы преодоления этих ограничений, что, к сожалению, не всегда возможно.