• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

ПРОЕКТЫ Классическая традиция и авторитет в социальном измерении (научно-учебный проект, 2009–2010) Руководитель проекта: к. филол. н. Ю. В. Иванова

 

Цель данного научно-учебного проекта – реконструкция форм исторического самосознания научных и художественных практик, бывших частью европейской культуры на протяжении ее донововременной истории. Проект предполагает анализ тех категорий и феноменов культурного опыта, которые обладают особым значением для рефлексивной культуры научных дисциплин и художественных практик, и в которых находит свое выражение историческое самосознание интеллектуальной и художественной деятельности. Поэтому исследования сосредоточены на истории феноменов классического и авторитетного в культурах античности, Средневековья, Ренессанса и раннего Нового времени. Изучение истории концептов классического и авторитетного, которым принадлежала центральная роль в традиционалистской культуре, представляется тем более важным, что эти концепты не утрачивают своего значения в контексте самосознания современных интеллектуальных и художественных практик, хотя и претерпевают существенные семантические трансформации. 

Научная работа в рамках проекта ведется по двум направлениям.

1) Проблемы рецепции классических традиций и авторитетов в европейской интеллектуальной и художественной культуре на протяжении донововременной истории, включая компаративистские штудии, позволяющие оценить сходство и различие процессов формирования классических канонов в культурах Европы и других народов мира:

  • классика и авторитет как базовые концепты самосознания европейской науки;
  • представления о классическом и неклассическом типах рациональности;
  • мифологема начала и конструирование образа основателя традиции в науках и искусствах от античности до начала Нового времени;
  • спор древних и новых в науках и искусствах от античности до Просвещения;
  • модели катастрофического развития европейской интеллектуальной традиции и циклического развития «парадигмальной науки»;
  • становление концепта новации и формирование идеи индивидуальной свободы творчества;
  • периодизации культурной истории и их основания: идея классических и неклассических эпох. 

2) Социальные и политические аспекты функционирования классических традиций и авторитетов в донововременной истории Европы и других народов мира:

  • классическая традиция как средство конструирования политической, социальной и национальной идентичности;
  • роль классики и классического канона в позиционировании и репрезентации политической власти;
  • нормативная структура классицистического искусства в связи с идеями социального порядка и властной иерархии;
  • религиозный авторитет, средства его конструирования и репрезентации;
  • явления классикализации – механизмы утверждения эпох, авторов, научных и художественных текстов, произведений искусства и научных концепций в качестве классических;
  • модели рецепции инокультурных традиций и авторитетов и образ Другого в диалоге европейских и неевропейских культур от античности до Просвещения. 


В интердисциплинарном проекте заняты аспиранты и студенты старших курсов гуманитарных факультетов ведущих университетов Москвы. Первым мероприятием в рамках проекта стала весенняя школа, организованная ИГИТИ совместно с Институтом междисциплинарных исследований «Artes Liberales» Варшавского университета. На протяжении месяца стажировки при Варшавском университете (15 апреля – 15 мая 2009 г.) слушатели Школы работали в библиотеках и архивах Варшавы и слушали лекции приглашенных специалистов – сотрудников образовательных и исследовательских институций Москвы (40 ак. ч.). Итогом занятий школы стала молодежная конференция «Классическая традиция и авторитет в социальном измерении» (Варшава, Институт «Artes Liberales», 13–14 мая 2009 г.), в которой приняли участие, наряду с российскими студентами и аспирантами, учащиеся Варшавского университета, посещавшие лекции московских преподавателей.

В настоящее время в рамках проекта при ИГИТИ действует семинар «От манускрипта к публикации: транскрипция, перевод и комментирование памятников схоластической культуры» под руководством Павла Соколова. Коллектив слушателей семинара, изначально сформированный из студентов варшавской весенней Школы, постоянно пополняется новыми участниками – студентами и аспирантами гуманитарных специальностей. Молодые участники проекта вносят значительный вклад в подготовку изданий ИГИТИ, выпуск которых предполагается в 2010–2011 гг. в рамках проектов «Историческое самосознание гуманитарной науки в доклассическую эпоху (XIII–XVI вв.)» и «Полемические стратегии и средства аргументации в философии, богословии и науке Западной Европы XIII–XVI вв.». Руководители проекта видят свою цель в привлечении к участию в научной и издательской деятельности ИГИТИ как можно большего числа заинтересованных и компетентных молодых специалистов. Стиль проектной работы ИГИТИ предполагает параллельное решение научных и учебных задач: обучение начинающих специалистов и выработка у них необходимых профессиональных навыков происходит в процессе работы с текстами, готовящимися к публикации под руководством старших коллег.