• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

ПРОЕКТЫ Классика и классики в современном социально-гуманитарном знании (2006—2008) Руководитель проекта: д.и.н. И. М. Савельева

 

Проект ориентирован на решение двух взаимосвязанных проблем:

1) изменения в механизме формирования классики (т. е. корпуса текстов, считающихся классическими в той или иной области социального и гуманитарного знания, и списка "классических" авторов);

2) изменения функций классики (т. е. роли классических теорий и авторов в современной науке). Первая проблема подразумевает преимущественно историко-социологический анализ в рамках социологии знания и истории идей в целом — а также социологии и истории науки в частности. Вторая проблема требует содержательного изучения современного состояния отдельных социогуманитарных дисциплин с целью выявления той реальной роли, которую играет в них классическое наследие.

Подобно классикам литературным, классики гуманитарных наук являются объектом перечитывания и переосмысления, чего, как правило, не происходит с классиками естественных наук. Более того, процесс непрерывной переоценки считался необходимым условием развития социогуманитарного научного знания. Однако характер формирования корпуса классики и функции отдельных классических теорий и текстов существенно изменились на протяжении XX в. При этом усилились различия в роли классики и статусе классиков в разных формах социогуманитарного знания.

Во-первых, в ряде дисциплин классика постепенно перестает быть живым ресурсом исследований и сводится к списку фигур, заслуживающих ритуально-уважительного упоминания, а также узкоспециальных исследований и публикаций. Классика ныне все реже инспирирует теоретическую дискуссию. Во-вторых, изменение познавательных установок в последние десятилетия XX в. привело к созданию принципиально новых интеллектуальных генеалогий современных авторитетов, а тем самым и к ревизии корпуса классики. В-третьих, существенно модифицировались и ослабли функции официальных канонов (интеллектуальных, эстетических, стилистических и т. д.), игравших ключевую роль в европейской науке Нового времени, философии и искусстве. Изучение всех этих процессов, их функциональных и дисфункциональных последствий представляется более чем своевременным, учитывая их влияние на развитие современного социогуманитарного знания.


Публикации по теме проекта:

  • Монографии

Савельева И. М., Полетаев А. В. Классическое наследие. М.: ИД ГУ-ВШЭ, 2010. - 336 с.

Классика и классики в социальном и гуманитарном знании / Ред. И. М. Савельева, А. В. Полетаев. М.: Новое литературное обозрение, 2009. – 536 с.


  • Статьи

Савельева И. М. Классики в исторической науке: «свои» и «чужие» // Историческая наука сегодня: теории, методы, перспективы / Ред. Л. П. Репина. М.: Издательство ЛКИ. 2011. С. 491-515.

Kamensky A. B. Gerhard Friedrich Müller: aux sources de la science historique Russe // Slavica occitania, Toulouse. №28. 2009. p.73-87.

Репина Л. П. Идея всеобщей истории в России: от классики к неоклассике // «Гуманитарные исследования» (ИГИТИ ГУ–ВШЭ). 2009. Вып. 1. - 40 с.

Савельева И. М., Полетаев А. В. История понятия «классика» // «Cogito. Альманах истории идей». Вып. 4. Ростов-на-Дону: Логос, 2009. С. 9–26.

Савельева И. М., Полетаев А. В. «Возведение истории в ранг науки» (к юбилею Иоганна Густава Дройзена) // «Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории». 2008. Вып. 25/1. С. 26–54.