• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

ПРОЕКТЫ Модели формирования и развития современного социально-гуманитарного знания (ЦФИ ГУ–ВШЭ, 2008) Руководители проекта: д.и.н. И. М. Савельева, д.э.н. А. В. Полетаев

 

Данный проект является первой комплексной работой, посвященной анализу процессов формирования и развития социально-гуманитарных наук в целом и основных научных дисциплин, относящихся к данной области. В работе впервые предпринимается попытка объединить и связать между собой исследовательские подходы к изучению процесса формирования и развития научного знания, выработанные в философии, социологии и науковедении. Новизна работы определяется также ее ориентацией на социально-гуманитарные науки, что позволяет акцентировать специфику этой сферы научного знания и четче определить характерные для нее модели формирования и развития.

В рамках проекта предполагается решить следующие задачи:

а) Оценить результаты, полученные в предшествующих исследованиях, посвященных развитию естественных наук; определить возможности и границы их применения к социально-гуманитарным наукам; выявить специфику производства и распространения социально-гуманитарного знания, включая внутренние и внешние параметры и критерии его социального (группового) признания;

б) Проанализировать имеющиеся модели формирования и накопления естественнонаучного знания и разработать альтернативную модель, учитывающую специфику социально-гуманитарного знания;

в) Определить специфику функционирования в социально-гуманитарных науках модели взаимодействия «ядра» (накопленного запаса знаний) и «фронтира» (передовой линии исследований), являющихся ключевыми понятиями современного науковедения;

г) Оценить возможности использования в социально-гуманитарных науках количественных способов оценки эффективности научных исследований и пути адаптации библиометрических методов, разработанных применительно к естественным наукам.


 

Публикации по теме проекта:

  • Монографии

Савельева И. М., Полетаев А. В. Классическое наследие. М.: ИД ГУ-ВШЭ, 2010. - 336 с.

Классика и классики в современном социально-гуманитарном знании / Ред. И. М. Савельева, А. В. Полетаев. М.: Новое литературное обозрение, 2009. 536 с.

 Репина Л. П. “Новая историческая наука” и социальная история. Изд. 2-е, испр. и доп. М.: ЛКИ, 2009. 320 с.


  • Статьи

Вишленкова Е. А. Проблема человеческого разнообразия в локальной перспективе: «большие теории» и эмпирические знания // Ab Imperio. 2009, № 3. С. 234-280.

Полетаев А. В. Модели развития научного знания // Пути России. Т. XVI. Современное интеллектуальное пространство: школы, направления, поколения / Ред. М. Г. Пугачёва, В. С. Вахштайн. М.: Университетская книга, 2009, С. 67–81.

Репина Л. П.. «Вызов и ответ»: перспективы исторической науки в начале нового тысячелетия // «Ейдос. Альманах теорii та iсторii iсторичноi науки». Киiв: Iнстiтут iсторii Украiни НАН Украiни. 2008. № 3. С. 11-26.

Репина Л. П. Интеллектуальная культура как маркер исторической эпохи // «Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории». 2008. № 22. С. 5-15.

Руткевич А. М. Истина философии и истина науки //Эпистемология и философия науки. 2008. № 4. С. 222-227.

Savelieva, Irina. The role of partnerships in developing social sciences and humanities at Russian universities // Universities, cultural development and regional identity: Collection of presentations and materials / International seminar, April 9-10, 2008, Kazan. - Kazan: Ship Press Ltd., 2008. - P. 48-56.

Savelyeva, Irina M. and Poletayev, Andrey V. History Among Other Social Sciences // "Social Sciences" (Minneapolis), 2008, Vol. 39, No. 3, P. 28–42.