• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

ПРОЕКТЫ Конструирование традиции: проблема преемственности и разрывов в университетской истории России (ЦФИ НИУ ВШЭ, 2013) Руководитель проекта: д.и.н. Е.А. Вишленкова.

 

Цель исследования — деконструкция исторических нарративов университетского прошлого России и определение на этой основе исследовательских технологий соединения событий и явлений академического прошлого в единое темпорально организованное повествование.

Задачи исследования:

1. проанализировать юбилейные стратегии российских университетов в сопоставлении с западной традицией;

2. определить характер зависимости исследовательских интерпретаций от политики памяти, в том числе от архивной и музейной политики;

3. выявить зоны конфликтов между локальными и общероссийскими конструкциями университетской традиции, то есть соотнести темпоральную организацию разных типов исторических нарративов и использованную в них аргументацию исторической преемственности;

4. проанализировать языки описания университетского прошлого, выявить историческую семантику понятий, обеспечивающих континуитет («университетские черты», «университетская культура», «университетская идея», «университетская система» и «университетская традиция»)

До последнего времени университетская историография в России существовала главным образом как повествование об университетской традиции и мыслила себя саму как единую научную традицию. Поэтому каждый автор эмпирического исследования предварял его описанием трудов предшественников как единой поступательной линии развития области, частью которой является его труд. В этом отношении современная историография российских университетов кумулятивна и не ставит под сомнение основы своего существования – не анализирует, какую традицию она оберегает и создает. Мы же хотим, по словам П.Нора, «завладеть теми вещами, которые составляют традицию по преимуществу», то есть вскрыть механизмы создания и условия изготовления разных видов повествований об университетском прошлом.

Деконструкция не есть для нас дань ревизионистскому пафосу современности или проявление антикварного интереса к истории исторической науки. Поскольку традиция является сутью университетской истории, анализ механизмов ее конструирования позволяет выявлять способы нашего рассуждения об университете вообще и механизмы самоидентификации с ним. Деконструкция и дискурс-анализ исторических нарративов, в том числе университетских архивов, нацелены на то, чтобы понять связь между памятью-историей и современной идентичностью университетского сообщества. Определение настоящего требует опоры на ясность прошлого (своего или чужого) и определения отношения к нему.

 

 

Монографии:

  1. Вишленкова Е.А., Галиуллина Р.Х., Ильина К.А. Русские профессора: университетская корпоративность или профессиональная солидарность. М.: Новое литературное обозрение, 2012. 620 с.
  2. Вишленкова Е.А., Малышева С.Ю., Сальникова А.А. Terra Universitatis: Два века университетской культуры в Казани. Казань, 2005. 500 с.

 

 

Статьи:

 

  1. Вишленкова Е.А., Ильина К.А. «Свобода обучения» versus «создание новой породы» // Образование и просвещение в губернской Казани: Сб.статей / Отв. Ред. И.К. Загидуллин, Л.Ф. Байбулатова.  Вып.4. Казань, 2012. С. 11-40.
  2. Вишленкова Е.А., Дмитриев А.Н. Удобное прошлое для одной корпорации: постсоветские университеты в поисках классического статуса // Труды русской антропологической школы». Вып.7. М., 2010. С.381-396
  3. Вишленкова Е.А. Темпоральность и восприятие времени в российском университете XIX века (Часть 1) // Культурологический журнал: электронное периодическое рецензируемое издание. 2011 1(3)
  4. Вишленкова Е.А., Галиуллина Р.Х. Профессора и бюрократы: парадоксы университетской автономии в России первой половины XIX века // «Гуманитарные исследования» (ИГИТИ НИУ Высшая школа экономики). 2011. Вып.1 (51).  – 72 с.
  5. Вишленкова Е.А., Ильина К. А. «Воспроизводство себе подобных» в российских университетах первой половины XIX века. // «Гуманитарные исследования» (ИГИТИ НИУ–ВШЭ). WP6/2011. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2011. 52 с.
  6. Вишленкова Е.А. Мемориальная культура российского университета XIX века // Мир историка. Историографический сборник / Ред. В.П. Корзун, С.П. Бычкова. Омск: ОмГУ, 2011. Вып.7. С. 81-94
  7. Vishlenkova, Elena. University deloproizvodstvo (paperwork) as a cultural practice and institution (Russia, first half of the 19th century) // “Humanities” (WP BRP 03/Hum/2012) National Research University Higher School of Economics. 2012. 29 pp.
  8. Vishlenkova E., Ilina K. University Archivists as Corporate Memory Agents in Nineteen-Century Russia // “Humanities” (WP BRP 10/Hum/2012) National Research University Higher School of Economics. 2012. 15 p.
  9. Wiszlenkowa E. University Archives as a Cultural Project (Russia, the first Half of the 19th Century) // Rozprawy z dziejow oswiaty. T. XLVIII. Warszawa, 2011. P.183-198.
  10. Галиуллина Р.Х., Ильина К.А. «Ученые записки» ученого сословия: (первая половина XIX века). // «Гуманитарные исследования». WP6/2012/02. М., 2012. 44 с.
  11. Ильина К.А. «Рассадник просвещения»: метаморфозы назначений попечителей в учебные округа России первой трети XIX века» // Уроки истории – уроки историка: сб. статей к 80-летию Ю.Д. Марголиса (1930–1996). СПб.: Нестор-История, 2012. С.227-234.
  12. Савельева И.М. "Уроки Истории" ученой корпорации // Мир историка. Историографический сборник / под ред. В.П. Корзун, С.П. Бычкова. Омск: ОмГУ, 2011. Вып.7. С. 63-80.
  13. Sawieliewa Irina. Obecność i nieobecność // Humanistyca krajowa w kontekście światowym: doświadczenie Polski i Rosji. Red. Jerzy Axer i Irina Sawieliewa. W., wyd. DG, 2011. S. 13-25.
  14. Savelieva, Irina. In Search of the New ‘Turns’: History and Theory in the 21st Century // «Humanities» (WP BRP 02/Hum/2011) National Research University Higher School of Economics. 2011. 28 pp.