• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

ПРОЕКТЫ Классический университет: традиции и новации (ЦФИ НИУ ВШЭ, 2010 г.) Руководитель проекта: д. и. н. Е. А. Вишленкова

 

Цель данного проекта – деконструкция «классической» российской университетской традиции. Это подразумевает:

  • анализ риторики и языков (само)описания отечественных университетских корпораций;
  • исследование базовых характеристик российских модификаций идеальной модели университета;
  • сопоставления российских и западных критериев «классичности» университета.

Исследование проводится на основе трех «кейсов»:

  • императорские университеты первой половины XIX века;
  • советские университеты 1910–1920-х годов;
  • постсоветские университеты России и СНГ 2000-х годов. 

Изучение академического бытия и инновационного потенциала российского университета, определяемого как «классический», до сих пор осуществлялось на принципиально несхожих дисциплинарных языках. В рамках данного исследовательского проекта впервые предпринимается попытка соотнести различные подходы к его изучению (как исторического явления, социального феномена, средства политического манипулирования, «места» производства и трансляции знания), разработанные в истории, социологии, политологии и науковедении. Кроме того, новизна проекта определяется ориентацией на изучение российского университета в долгосрочной перспективе – 250 лет, что позволит проследить эволюцию принципов его идентификации.

 

Публикации по теме проекта:

  • Монографии

Университет и город в России в начале ХХ века / Ред. Т. Маурер, А. Дмитриев. М.: Новое литературное обозрение, 2009.

Вишленкова Е. А., Малышева С. Ю., Сальникова А. А. TerraUniversitatis: два века университетской культуры в Казани. Казань, 2005.

  • Статьи

Вишленкова Е.А. «Безвинно оплеванный профессор», или  характер университетской корпоративности в России первой половины XIX века // Мир историка. Омск, 2010. Вып.6. С.233-256.

Вишленкова Е.А., Дмитриев А.Н. Удобное прошлое для одной корпорации: постсоветские университеты в поисках классического статуса // Труды "Русской антропологической школы". Вып.7. М., 2010. С.381-396.

Dmitriev A. Langue ukrainienne et projet de science nationale: les étapes d'une légitimation académique (én des années 1880, début des années  1920) // Cacophonies d'empire. Le gouvernement des langues dans l'Empire russe et en Union soviétique / Juliette Cadiot, Dominique Arel et Larissa Zakharova (Eds.) Paris: CNRS Editions, 2010. Р. 85—110.

Иванова Ю. В. Гуманистическая традиция на рубеже веков // История литературы Италии. Т. II. Возрождение. Кн. 2. Чинквеченто / Отв. ред. М. Л. Андреев. Москва: Изд-во ИМЛИ РАН, 2010. C. 22-56.

Каменский А. Б. Интернационализация российского гуманитарного образования: возможности и препятствия // Гуманитарные чтения РГГУ – 2009. Теория и методология гуманитарного знания. Гуманитарное знание и образование. Сб. материалов. М., 2010. С.273-282.

Репина Л.П. Интеллектуальные традиции: общие проблемы // Интеллектуальные традиции Античности и Средних веков / Под ред. М.С. Петровой, Л.П. Репиной. М.: «Кругъ», 2010. С. 5-11.

Степанов Б.Е. Историческая периодика и проблема профессиональной саморефлексии // История: электронный научно-образовательный журнал.  2010. Вып.1: Историческая наука в современной России [Электронный ресурс]. Доступ для зарегистрированных пользователей. URL: http://mes.igh.ru/magazine/content/istoricheskaya_periodika.htm

Вишленкова Е. А. Между «Западом» и «Востоком»: культурно-пространственные ориентации российского университета // «Быть русским по духу и европейцем по образованию»: Университеты Российской империи в образовательном пространстве Центральной и Восточной Европы XVIII – начала XIX в. М., 2009. С. 83–100.

Вишленкова Е. А. Университетский человек и время // Образование и просвещение в губернской Казани. Вып. 2. Казань, 2009. С. 24–52.

Дмитриев А. Н. По ту сторону «университетского вопроса»: правительственная политика и социальная жизнь российской высшей школы (1900–1917 годы) // Университет и город в России в начале ХХ века / Ред. Т. Маурер, А. Дмитриев. М.: Новое литературное обозрение, 2009. С. 105–204.

Vishlenkova E. A., Malysheva S. Yu. Universität als Wissenschaftseinrichtung und als Form der Gedachtnisorganisation // «Jahrbuch für Universitätsgeschichte». 2008. Bd. 11. S. 155–182.

Дмитриев А. Н. Бремя автономии (революция, интеллигенция и высшая школа, 1905–2005) // «Неприкосновенный запас». 2005. № 6. С. 9095.