• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

ПРОЕКТЫПрактики аттестации и присвоения ученых степеней в европейских университетах Нового времени Руководитель проекта: д. и. н. Е. А. Вишленкова

Проект 2014 года предлагается как первая часть трехлетнего исследования темы «История научной экспертизы в европейских университетах: институциональный и дисциплинарный анализ» (2014-2016). Его цель - реконструкция на основе университетского делопроизводства исторически менявшихся практик оценивания диссертационных исследований и присвоения ученых степеней.

Актуальность исследования

В интеллектуальных сообществах, производящих и транслирующих знания, научная экспертиза является важным дисциплинирующим механизмом контроля и ограничений. Её запуск и функционирование требуют сложных управленческих решений. В исторической ретроспективе такая экспертиза представляется деятельностью сменяющих друг друга контрольно-оценочных инстанций, а также цепочкой принятых и разорванных соглашений. Действующие «здесь и сейчас» конвенции экспертизы охватывают различные виды дисциплинарных аттестаций, практику рецензирования, обсуждение оценочных критериев для финансовой поддержки, а также репутационные аспекты, то есть нормы профессиональных отношений. Поэтому, помимо политических аспектов, проведение экспертизы напрямую связано с уровнем профессионализации конкретного сообщества и институционализации данного типа знания.

Как показывает российский опыт, реформирование всей системы высшего образования, а также разработка стратегии и тактик научной политики в конкретных университетах редко учитывают исторический «анамнез». Неуспех проектов зачастую связан с явлением, которое в современной теории определяется понятием «path dependence»: рецепция современных решений оказывается в зависимости от прошлой траектории развития университетского сообщества. Однако сейчас включение «path dependence» в анализируемые факторы риска затруднено тем, что история научной экспертизы до сих пор представляет собой terra incognito.

Цель исследования

Реконструкция исторически менявшихся практик оценивания диссертационных исследований и присвоения ученых степеней.

Задачи исследования

o  провести ревизию имеющихся исследовательских разработок темы, использованного аналитического инструментария и полученных с его помощью результатов. На основе этой ревизии усовершенствовать теоретическую рамку предстоящего проекта;

o  провести широкомасштабную поисковую работу в университетских архивах, архивах министерства образования и ВАК по выявлению документов экзаменов, защит, рецензий, разбора спорных ситуаций и разработок «правил игры»;

o  определить статус и назначение ученых степеней в разных университетах в разных политических ситуациях;

o  выявить объем и структуру профессиональных знаний, оцениваемых дисциплинарными комиссиями (экзамены на степень, «искусы», программы экзаменов);

o  проследить изменения в требованиях к диссертациям и их защитам (критерии самооценивания – актуальность, новизна, практическая и научная значимость и пр., назначение, процедуры публичного диспута);

o  реконструировать механизмы внутренней и внешней экспертизы результатов диссертационного исследования, утверждения права на степень.


Публикации по теме проекта:

  • Монографии

Вишленкова Е.А. Визуальное народоведение Российской империи, или Увидеть русского дано не каждому. М.: НЛО, 2011. 381 с.


Вишленкова Е.А., Галиуллина Р.Х., Ильина К.А. Русские профессора: университетская корпоративность или профессиональная солидарность / Е.А. Вишленкова и др.. М.: Новое литературное обозрение, 2012. 620 с.

Вишленкова Е.А., Галиуллина Р.Х., Ильина К.А. Русские профессора: университетская корпоративность или профессиональная солидарность. М.: Новое литературное обозрение, 2012. 656 с.

Неклассическое наследие. Андрей Полетаев. / отв. ред. И. М. Савельева. М.: ИД Высшей школы экономики, 2011. 704 с.

Парсамов В.С. Декабристы и Франция. М.: РГГУ, 2010. 432 с.

Парсамов В.С. Жозеф де Местр и Александр Стурдза. Из истории религиозных идей Александровской эпохи. Саратов, 2004.

Савельева И. М., Полетаев А. В. Классическое наследие. М.: ИД ГУ-ВШЭ, 2010. 336 с.

Свешников А.В. Петербургская школа медиевистов начала ХХ века. Попытка антропологического анализа научного исследования. Омск, ОмГУ, 2010. 408 с.

Уваров П.Ю. Франция XVI в. Опыты реконструкции по нотариальным актам. М.: Наука, 2004.


Uvarov P.Y.Epreuves de Noblesse. Les expériences nobilitaires de la Haute Robe Parisienne (XVIe-XVIIIe siècles). [Б.м.], 2010.

  • Статьи и препринты

Вишленкова Е.А., Ильина К.А. Об ученых степенях и о том, как диссертация в России обретала научную и практическую значимость // Новое литературное обозрение. 2013. № 4. С. 84-107.

Ильина К.А., Вишленкова Е.А. Архивариус: хранитель или создатель университетской памяти? // Профессорское сословие в России. М.: Изд. дом ВШЭ, 2013. С. 329–357.

Ильина К.А. 1812 год и университетские архивы // История и историческая память / Отв. ред.: А. Гладышев. Вып. 6. Саратов, Ставрополь, 2012. С. 88-100.

Морозов О.В. Современная РПЦ в зеркале религиозной философии Л.Н. Толстого: церковь, власть и вера в России / О.В. Морозов // «Феномен творческой личности в культуре. Фатющенковские чтения» : материалы 4-й межд. конф. / МГУ имени М.В. Ломоносова ; отв. ред. А.В. Ващенко. — М. : ФИЯР МГУ, 2011. Т. 2. С. 56–69.

Морозов О.В. Тюремное служение в РПЦ: гражданская инициатива против суррогатов / О.В. Морозов // Russian Review [Электронный ресурс] / Keston Institute : Resources for the Studies of Communist Countries and Religious Affairs. Электрон. дан. — Oxford : [Keston Institute], 2012. Режим доступа: http://www.keston.org.uk/russianreview-56.php, свободный.

Парсамов В.С. Карамзин и формирование исторической культуры в России: к проблеме «историк и аудитория»// Историческая культура императорской России: Формирование представлений о прошлом. М.: Изд. дом ВШЭ, 2012. С. 219-235.

Парсамов В.С. Конструирование идеи народной войны в 1812 году // Новое литературное обозрение. 2012. № 118 (6). С. 69-95.

Савельева И. М. «Уроки Истории» ученой корпорации // Мир историка. Историографический сборник / под ред. В.П. Корзун, С.П. Бычкова. Омск: ОмГУ, 2011. Вып.7.  С. 63—80.

Савельева И.М. Исторические исследования в XXI веке: теоретический фронтир // «Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории». 2012. Вып. 138.  C. 25-53.

Свешников А.В. Система советского партийного образования в 1918 – 1930-х гг. (глава в коллективной монографии) // Расписание перемен: Очерки образовательной и научной политики в Российской империи – СССР (конец 1880-х – 1930-е гг.). М.: Новое литературное обозрение, 2012. С. 593-600.

Свешников А.В. Как поссорился Лев Платонович с Иваном Михайловичем (история одного профессорского конфликта) // Новое литературное обозрение. 2009. № 96. 

Свешников А.В. Советская медиевистика в идеологической борьбе конца 1930—1940-х годов // Новое литературное обозрение. 2008. № 90. С. 86-112.

Ouvarov, Pavel. «Parfaict estat politique de la ville de Paris» : l’urbanisme de Raoul Spifame , in: Les Histoires de Paris (XVIe-XVIIIe siecle). Vol. 1. P.: Hermann, 2013. P. 305-318.

Ouvarov, Pavel. La perception de l'oeuvre d'Emmanuel Le Roy Ladurie en URSS et en Russie // Histoire, ecologie et anthropologie : Trois generations face a l'oeuvre d'Emmanuel Le Roy Ladurie. P.: PUPS, 2011. P. 407-421.

Vishlenkova E. Picturing the Russian National Past in the Early 19th Century // Jahrbücher für Geschichte Osteuropas. 60 (2012), H. 4. S.489-509.

Wiszlenkowa E. University Archivists as Archive Policy Agents in Nineteenth-Century Russia // Rozprawy z Dziejów Oświaty/ Red. J. Schiller. Warszawa, 2012.  T. XLIX. S. 153-166.