• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Программа вступительного экзамена в магистратуру факультета истории и ИГИТИ НИУ ВШЭ по дисциплине «Теория исторического знания»

См. также Порядок сдачи вступительного экзамена в магистратуру

 

1. Введение в предмет

Основные вопросы:

– Что такое история?

– Наука ли история? Чем история отличается от других общественных дисциплин?

– Почему история все время переписывается?

– Чем исторический метод отличается от философии истории?

– Почему содержание исторической науки так волнует власть и общественность?


2. Значения и смыслы «истории»

Основные значения слова «история»; их формирование в эпоху античности и эволюция в европейской культуре. Первичная концептуализация истории как науки о прошлой социальной реальности («науки о природе» и «исторические науки о культуре»). Современные трактовки исторического знания в методологии истории.
 

3. Основные понятия: «социальная реальность», «знание» и «прошлое»

«Социальная реальность»: эволюция представлений о структуре картины мира. Формирование понятия «реальность». Дифференциация трех систем реальности. Система личности. Социальная система: институты и роли. Система культуры и ее элементы.

«Знание»: История понятия и современные научные представления. Проблема классификации знаний: исторический очерк. Философия познания. Становление социологии знания. Дифференциация научного знания: науки о природе и науки об обществе. Основные типы знания о социальной реальности.

«Прошлое». Базовые характеристики двух образов времени в философии. Два типа времени в истории. Становление чувства прошлого. Прошлое как Другое. Появление специализированного знания о прошлом в обществознании. Конструирование прошлого и социальные теории. Категория времени в историческом анализе.


4. История как знание о социальном мире

История как научное знание о прошлой социальной реальности. Процесс выделения социального мира в качестве объекта исторического знания. Основные подсистемы прошлой социальной реальности в историографии. Понятия государства и общества. Политическая система: всемирная и национально-государственная история. Экономическая система и экономическая история. Новая социальная история. Интерпретация культуры в историографии Нового времени. История символических систем и изучение культурного контекста. Социально-антропологическая трактовка культуры в исторических трудах. История ментальности. Человек как субъект деятельности и объект исторического анализа.


5. Структуры исторического времени

Событие как элемент исторического анализа и темпоральная организация истории. Интерпретация социальных целостностей (обществ, культур, цивилизаций, общественно-экономических формаций) как структур в статике и динамике. Концептуализация исторических эпох: хронологические границы и содержание. Понятие современности.


6. «История с географией»

Взаимовлияние социальной системы и природного мира. Историческое пространство как взаимодействие социального пространства с географическим. Структуризация исторического пространства в исторических исследованиях и типы исторических сочинений. Всемирная, региональная, национальная и локальная историография.


7. Эмпирические и теоретические основы исторической науки

Сравнительный анализ эмпирической составляющей истории как знания о прошлом.

Свидетельства – источники – информация. Разнообразие подходов к анализу текстов с точки зрения теории информационных систем. Эволюция представлений о специфике теоретизирования в исторических исследованиях и современные дискуссии. Использование историками методологического аппарата социальных и гуманитарных наук: достижения и сложности.
 

8. Становление метода

Базовые принципы романтической историографии, причины ее недолговечности и основные линии трансформации.

Аналитическая историография. Становление исторического метода. Место истории в позитивистской парадигме. История в системе социальных и гуманитарных наук. Метаморфозы «исторического синтеза»: от А. Берра к структурной истории второй половины XX в. Микроанализ и микроистория. Историографические «повороты»: экономическая история, социальная история, историческая антропология, психоистория, история ментальности. Новая модель отношений истории с социальными науками.
 

9. Функции истории

«Учительница жизни» и «свет истины»: классические представления о пользе истории и их эволюция. Концептуализация роли исторического знания на уровне современной социальной теории. Поддержание образцов, легитимация, идентификация, открытие Другого и «историческая память».

Прагматическая историография. О пользе и вреде презентизма в историографии. Прагматическая историография: национализация прошлого и партийность истории. Политика исторической памяти.


10. Формы вненаучного знания о прошлом

Архаичное знание. Общая характеристика архаичных представлений, образы времени и темпоральная картина мира.

Религия. Трансцендентная и социальная реальности, теология «истории» и христианская историография.

Философия/обществознание. Модели и схемы: базовые подходы, циклические модели и стадиальные модели исторического процесса.

Идеология. Идеологические темпоральные универсумы. Роль идеологии в становлении историографических школ. «Партийная», «национальная» и «гендерная» история.
 

11. Массовые представления о прошлом: источники и механизмы формирования

Теоретические аспекты исследования социальных представлений о прошлом с позиций социологии знания. Основные «типы прошлого»: индивидуальное прошлое и различные виды «групповых» прошлых. Два класса источников, характеризующих массовые исторические представления.
 

Вопросы к вступительному экзамену:

1. Основные значения слова «история» и их взаимосвязь в античности
2. Основные значения слова «история» и особенности историописания в Средние века
3. Основные значения слова «история» и становление исторической науки в Новое
время
4. Основные значения слова «история» и историческая наука в ХХ веке
5. Время как категория исторического анализа: прошлое как Другое
6. Типы реальностей и подсистемы социальной реальности
7. История и социальные науки: сходство и отличия
8. Основные направления историографии второй половины XX в. (обзор наиболее важных направлений или детальное рассмотрение одного из них, по выбору студента)
9. История ментальности
10. Классическая и современная историческая биография
11. Географическое и историческое пространство
12. Основные типы историографии в рамках пространственного подхода
13. Краеведение и локальная история
14. Ключевые события в разных формах знания о прошлом
15. Структурная история и история событийная
16. Историко-культурные эпохи
17. Дискуссии о понятии «исторический источник» и их значение для определения
объекта и предмета исторического исследования.
18. Критика и интерпретация источников как методологическая проблема
29. Структура источниковедческого исследования
20. Классификация исторических источников
21. Причинно-следственный подход в историографии
22. Становление исторического метода. «Историка» Й. Г. Дройзена.
23. Теория и история: дискуссии XX-XXI вв. (возможен обзор наиболее значимых дискуссий или подробный анализ аргументации в пределах одной их них)
24. Исторический роман и историческое исследование
25. Национализм и национальная история
26. Идеология и политическая история
27. Школа «Анналов» (возможны, по выбору студента: 1) обзор всей истории этого направления; 2) рассказ об одном из периодов ее истории; 3) рассказ об исследованиях одного из представителей «Анналов» в контексте деятельности всей Школы)
28. Взаимовлияние разных форм знания о прошлом
29. Образ прошлого в архаичной картине мира
30. Периодизация истории в христианских учениях
31. Философия истории: основные системы (возможны, по выбору студента: 1) обзор наиболее важных систем; 2) рассказ об одной из них)
32. Прошлое как фактор национальной и партийной идентификации
33. Источники  и механизмы формирования массовых представлений о прошлом
34. Познавательные и социальные задачи учебника истории
35. Роль искусства в познании прошлого
36. Социальные функции истории
 
 

 

Рекомендуемая литература:

 

Савельева И. М., Полетаев А. В. Теория исторического знания (учебное пособие для вузов). СПб.: Алетейя; М.: ГУ-ВШЭ, 2008. – 523 с. (полный текст учебника)

Блок М. Апология истории, или Ремесло историка / Пер. с фр. 2-е изд. М.: Наука, 1986.

Вандалковская М.Г. Россия между Востоком и Западом: Евразийская концепция русской истории // Россия и мировая цивилизация. М., 2000. С. 531–545.

Дройзен И.Г. Историка / Пер. с нем. СПб.: Владимир Даль, 2004.

История и память: Историческая культура Европы до начала Нового времени / Ред. Л.П. Репина. М.: Кругъ, 2006.

Коллингвуд Р. Дж. Идея истории // Коллингвуд Р. Дж. Идея истории. Автобиография / Пер. с англ. М.: Наука, 1980.

Немировский А.И. Рождение Клио: У истоков исторической мысли. 2-е изд. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1986.

Репина Л.П. История исторического знания: учебное пособие / Репина Л.П, Зверева В.В., Парамонова М.Ю. М.: Дрофа, 2004.

Савельева И.М., Полетаев А.В. История и время: в поисках утраченного. М.: Языки русской культуры, 1997.

Ферро М. Как рассказывают историю детям в разных странах мира. Пер. с фр. М.: Высшая школа, 1992 .

Шапиро А.Л. Русская историография с древнейших времен до 1917 г.: Учеб. Пособие. М., 1993.

 

См. также подробнее о магистерской программе

 

 

1.     Основные значения слова «история» и их взаимосвязь в античности

2.     Основные значения слова «история» и особенности историописания в Средние века

3.     Основные значения слова «история» и становление исторической науки в Новое время

4.     Основные значения слова «история» и историческая наука в ХХ веке

5.     Время историка: основные характеристики

6.     Время как категория исторического анализа: прошлое как Другое

7.     Типы реальностей и подсистемы социальной реальности

8.     История и социальные науки: сходство и отличия

9.     Предмет истории в разные эпохи

10.      Новые направления современной историографии

11.      История ментальности

12.      Символические системы как объект исторических исследований

13.      Индивид, персона, личность в историческом исследовании

14.      Классическая и современная историческая биография

15.      Географическое, социальное и историческое пространство

16.      Основные типы историографии в рамках пространственного подхода

17.      Краеведение и локальная история

18.      Ключевые события в разных формах знания о прошлом

19.      Структурная история и история событийная

20.      Историко-культурные эпохи

21.      Всеобщая история

22.      Тотальная история

23.      Античные и средневековые источники

24.      Дискуссии о понятии «исторический источник» и их значение для определения объекта и предмета исторического исследования.

25.      Критика и интерпретация источников как методологическая проблема

26.      Структура источниковедческого исследования

27.      Классификация исторических источников

28.      Причинно-следственный подход в историографии

29.      Становление исторического метода. «Историка» Й. Г. Дройзена.

30.      Теория и история: современные дискуссии

31.      Познавательная функция истории

32.      Роль исторического знания с точки зрения современной социальной теории

33.      Исторический роман и историческое исследование

34.      Пушкин-писатель и Пушкин-историк

35.      Национализм и национальная история

36.      Идеология и политическая история

37.      История женщин и женская история

38.      Анализ и синтез в историческом исследовании

39.      Школа «Анналов»

40.      Историографические повороты

41.      Взаимовлияние разных форм знания о прошлом

42.      Образ прошлого в архаичной картине мира

43.      Периодизация истории в христианских учениях

44.      Философия истории: основные системы

45.      Циклические и стадиальные модели в историософии

46.      Прошлое как фактор национальной и партийной идентификации

47.      Идеологические системы и история

48.      Источники формирования массовых представлений о прошлом

49.      Познавательные и социальные задачи учебника истории

50.      Роль искусства в познании прошлого

51.      Механизмы формирования массовых представлений о прошлом

52.      Социальные функции истории

53.      Политика памяти

54.      Историк и общество