• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Важные объявления 1

ПРОЕКТЫ Актуальные проблемы современных киноисследований (2005–...) Руководитель проекта: к. культ. Н. В. Самутина

 

Основной целью проекта является разработка теоретико-методологических проблем, связанных с существованием и трансформациями кинематографа в современном мире:

  • специфика кино как медиума;
  • особенности производства, распространения и рецепции фильмов в различных историко-культурных контекстах;
  • возможности для производства/трансляции культурных норм и ценностей в различных кинематографических моделях;
  • характер взаимодействия кино и литературы, кино и исторических нарративов;
  • особенности и культурные функции отдельных кинематографических жанров;
  • базовые и меняющиеся параметры зрительского восприятия;
  • возможности теоретизации новых типов кинематографической образности в ситуации перехода кино на дигитальные носители, и так далее.

С учетом недостаточного развития в России современных киноисследований в западном их варианте (cinema studies), проект ориентирован на решение нескольких взаимосвязанных задач:

  • выстраивание в русскоязычном контексте дискуссионного пространства вокруг актуальных для современных киноисследований вопросов;
  • выявление методологических различий и сравнение эвристического потенциала различных подходов к изучению кино, в первую очередь таких, как cultural studies, социология, философия, культурная антропология, семиотика, психоанализ;
  • публикация на русском языке переводных текстов о кино, преимущественно теоретического и проблемного характера;
  • преподавание курсов по кино, организация учебных семинаров и студенческих конференций в контексте проводимых ИГИТИ ГУ–ВШЭ междисциплинарных исследований, с целью развития у студентов разных специальностей навыков исследовательской работы с кинематографическим материалом.

Проект осуществляется в творческом содружестве с издательством «Новое литературное обозрение».

Публикации по теме проекта:

  • Монографии

Культовое кино / Ред. Н. Самутина. М.: Новое литературное обозрение (в печати).

Фантастическое кино. Эпизод первый / Ред. Н. В. Самутина. М.: Новое литературное обозрение, 2006. Аннотация, оглавление и предисловие.

 

  • Книги, вышедшие под редакцией участников проекта

Аронсон О. Коммуникативный образ (Кино. Литература. Философия). М.: Новое литературное обозрение, 2007 (ред. Н. Самутина). (серия «Кинотексты»).

Жежеленко М., Рогинский Б. Мир Альфреда Хичкока. М.: Новое литературное обозрение, 2006 (ред. Н. Самутина) (серия «Кинотексты»).

Плахов А., Плахова Е. Аки Каурисмяки: последний романтик. М.: Новое литературное обозрение, 2006 (ред. Н. Самутина) (серия «Кинотексты»).

Булгакова О. Фабрика жестов. М.: Новое литературное обозрение, 2005 (ред. Н. Самутина) (серия «Кинотексты»).

 

  • Статьи

Каспэ И. Классика как коллективный опыт: литература и телесериалы // Классика и классики в социальном и гуманитарном знании / Ред. И. Савельева, А. Полетаев. М.: Новое литературное обозрение, 2009.

Самутина Н., Степанов Б. А Вас, Штирлиц, я снова попрошу остаться... К проблеме современной рецепции советского кино // Неприкосновенный запас. 2009. № 3 (65).

Самутина Н. "Cult camp classics": специфика нормативности и стратегии зрительского восприятия в кинематографе // Классика и классики в социальном и гуманитарном знании / Ред. И. Савельева, А. Полетаев. М.: Новое литературное обозрение, 2009.

Самутина Н. За процветание Шведии! Культовое кино и его нестандартный зритель // Неприкосновенный запас. 2008. № 6 (62).

Самутина Н. Современные теории синефилии и читатель/зритель в актуальной медиа-среде // Иностранная литература, 2008, № 9.

Самутина Н. Идеология ностальгии: проблема прошлого в современном европейском кино // "Гуманитарные исследования" (ИГИТИ ГУ–ВШЭ), 2007. Вып. 1 (27). 48.

Аронсон О. Космическое бессознательное. Аналитика Стэнли Кубрика // Фантастическое кино. Эпизод первый / Ред. Н. Самутина. М.: Новое литературное обозрение, 2006.

Дашкова Т., Степанов Б. Фантастическое в фильмах Андрея Тарковского Солярис и Сталкер // Фантастическое кино. Эпизод первый / Ред. Н. Самутина. М.: Новое литературное обозрение, 2006.

Зенкин С. Эффект фантастики в кино // Фантастическое кино. Эпизод первый / Ред. Н. Самутина. М.: Новое литературное обозрение, 2006.

Самутина Н. Фантастическое кино и проблема иного // Фантастическое кино. Эпизод первый / Ред. Н. Самутина. М.: Новое литературное обозрение, 2006.

Филиппов А. Ф. Восстание картезианцев: к социологической характеристике фильма Бегущий по лезвию // Фантастическое кино. Эпизод первый / Ред. Н. Самутина. М.: Новое литературное обозрение, 2006.

Самутина Н. Алекс ван Вармердам: синефильский проект // Киноведческие записки, 2005. № 70.

Самутина Н. Мельес жив, или Магия перевода // Синий диван, 2005, № 7.

Самутина Н. Приключения жанра на российских дорогах // Историк и художник, 2005, № 3.

Самутина Н. Современное европейское кино и идея культуры ("прошлого") // Феномен прошлого / Ред. И. Савельева, А. Полетаев. М.: ГУ–ВШЭ, 2005.

Самутина Н. Тео Ангелопулос: прошлое, память, истоки // Киноведческие записки, 2004, № 66.

Самутина Н. Культовое кино: даже зритель имеет право на свободу// Логос, 2003, № 5–6.

Самутина Н. Авторский интеллектуальный кинематограф как европейская идея// Киноведческие записки, 2002, № 60.

Самутина Н. В. В. Херцог и Р.-В. Фассбиндер. Европейский человек: упражнения в антропологии // Киноведческие записки, 2002, № 59.

Самутина Н. Музыкальный видеоклип: поэзия сегодня // Неприкосновенный запас, 2002, №6 (20).

 


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!