• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

ПРОЕКТЫ Культура университетской памяти в России: механизмы формирования и сохранения (ЦФИ НИУ ВШЭ, 2012) Руководитель проекта: д.и.н. Е.А. Вишленкова.


 

Цель исследования – выявить механизмы формирования, очистки и сохранения университетской памяти, которые действовали в России XVIII-XX веков и ныне определяют понимание исторической миссии отечественного университета

 

Задачи исследования:

1. провести ревизию существующих исследовательских подходов к изучению университетов и на основе полученных данных разработать релевантную исследовательскую рамку для анализа темы;

2. выявить специфику университетского производства высказываний, то есть строительный материал для университетских дискурсов;

3. восстановить идейный и политический контекст, который определял критерии «включения-исключения» высказываний в тело дискурса;

4. проследить логику отбора высказываний на архивное хранение, то есть государственную политику памяти в российских университетах

 

Изучение посвященных российским университетам научных публикаций как совокупности тематических текстов позволяет оценить ярко выраженную склонность университетских сообществ к «самокомментированию» и рефлексии, обнаружить связь между производимыми ими дискурсами с историографическими концепциями, понять происхождение тематических лакун и выявить матрицы в описании отечественной академической традиции.

Мы исходим из того, что дискретное состояние исторических исследований темы есть в значительной степени следствие неотрефлексированности взаимоотношений исследователей и источников, результат игнорирования специфики порождения высказываний и свидетельств в университетской среде, их организации и хранения, то есть неразработанности проблемы университетской памяти. В этом отношении бурно развивающаяся область изучения культурной памяти практически не затронула российские университетские штудии.

Мы стремимся подвергнуть университетскую доксу внимательному рассмотрению и понять, что за ней скрывается, что она допускает. Нас интересуют не только свидетельства сохранившихся источников, но и особенности производства знаний об университете в целом, мыслительные и вербальные категории, в которых он описывал себя в отчетах и описывается сейчас в исследованиях. Особый интерес представляют непроговоренные темы из академической жизни; темы, камуфлируемые доксой. Другой используемой в данном проекте перспективой рассмотрения университета является его социальная контекстуализация – описание с точки зрения включенности в существующие способы социального структурирования и номинации.

Для выполнения исследования предполагается организовать виртуальную лабораторию. В ней студенты-магистры будут обучаться сами и обучать студентов-бакалавров первого года обучения методике устной истории и ее использованию для проведения интервью мемуарного характера у преподавателей НИУ ВШЭ факультетов истории, филологии и философии и преподавателей аналогичных специальностей других университетов России. Изучение биографических данных, научных работ и более ранних интервью (если они есть), сама процедура интервьюирования и последующий анализ полученных сведений позволит актуализировать проблему отбора впечатлений и высказываний на хранение в коллективной памяти.

 

Монографии:

  1. Неклассическое наследие. Андрей Полетаев / И. М. Савельева (Ред.) М.: ИД ГУ–ВШЭ, 2011 [значительная часть исследований выполнена в соавторстве с И.М. Савельевой]. 703 с.
  2. Вишленкова Е.А., Галиуллина Р.Х., Ильина К.А. Русские профессора: университетская корпоративность или профессиональная солидарность. М.: Новое литературное обозрение, 2012. 620 с.
  3. Вишленкова Е.А., Малышева С.Ю., Сальникова А.А. Terra Universitatis: Два века университетской культуры в Казани. Казань, 2005. 500 с.

 

Статьи:

  1. Вишленкова Е.А., Дмитриев А.Н. Удобное прошлое для одной корпорации: постсоветские университеты в поисках классического статуса // Труды русской антропологической школы». Вып.7. М., 2010. С.381-396
  2. Вишленкова Е.А. Темпоральность и восприятие времени в российском университете XIX века (Часть 1) // Культурологический журнал: электронное периодическое рецензируемое издание. 2011 1(3)
  3. Вишленкова Е.А., Галиуллина Р.Х. Профессора и бюрократы: парадоксы университетской автономии в России первой половины XIX века // «Гуманитарные исследования» (ИГИТИ НИУ Высшая школа экономики). 2011. Вып.1 (51).  – 72 с.
  4. Вишленкова Е.А., Ильина К. А. «Воспроизводство себе подобных» в российских университетах первой половины XIX века. // «Гуманитарные исследования» (ИГИТИ НИУ–ВШЭ). WP6/2011. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2011. 52 с.
  5. Вишленкова Е.А. Мемориальная культура российского университета XIX века // Мир историка. Историографический сборник / Ред. В.П. Корзун, С.П. Бычкова. Омск: ОмГУ, 2011. Вып.7. С. 81-94
  6. Савельева И.М. Что случилось с «Историей и теорией»? // «Гуманитарные исследования» (ИГИТИ НИУ–ВШЭ). WP6/2011/03. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2011. 44 с.
  7. Савельева И.М. "Уроки Истории" ученой корпорации // Мир историка. Историографический сборник / под ред. В.П. Корзун, С.П. Бычкова. Омск: ОмГУ, 2011. Вып.7. С. 63-80.
  8. Sawieliewa Irina. Obecność i nieobecność // Humanistyca krajowa w kontekście światowym: doświadczenie Polski i Rosji. Red. Jerzy Axer i Irina Sawieliewa. W., wyd. DG, 2011. S. 13-25.
  9. Savelieva, Irina. In Search of the New ‘Turns’: History and Theory in the 21st Century // «Humanities» (WP BRP 02/Hum/2011) National Research University Higher School of Economics. 2011. 28 pp.
  10. Vishlenkova, Elena. University deloproizvodstvo (paperwork) as a cultural practice and institution (Russia, first half of the 19th century) // “Humanities” (WP BRP 03/Hum/2012) National Research University Higher School of Economics. 2012. 29 pp.
  11. Wiszlenkowa E. University Archives as a Cultural Project (Russia, the first Half of the 19th Century) // Rozprawy z dziejow oswiaty. T. XLVIII. Warszawa, 2011. P.183-198.