• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Важные объявления 1

ПРОЕКТЫ Институциализация естественнонаучного знания в Западной Европе и Российской империи / СССР (РФФИ, 2011) Руководитель проекта: д. и. н. Е. А. Вишленкова

Задача проекта: исследовать содержательную связь знания о природе с различными формами его институциональной организации – в университетах, академиях и ученых сообществах. Исследование будет выполнено на материале ряда отраслей естествознания в средневековой и модерной Европе, а также России XVIII – первой половины ХХ века – естественной истории и биологии, физики, математики (статистики), астрономии и др.

 

Предлагаемые методы и подходы

 

— Авторы исследования предлагают рассматривать узловые моменты дисциплинарного оформления разных отраслей естествознания в первую очередь с институциональной точки зрения. Они будут обращаться к социальной истории науки не как к внешнему фону, но как важнейшему фактору научной динамики, и намерены рассматривать эволюцию организационных форм наряду и в тесной связи с собственно концептуальными инновациями.

 

— Строго следуя принципу историзма, авторы стремятся отойти от преобладающей в традиционной «отраслевой» историографии естествознания имплицитно телеологической точки зрения -- когда прошлое любой данной науки рассматривается с теми или иными оговорками как постепенное продвижение к ее нынешнему состоянию, как своего рода предыстория.

 

— В рамках самостоятельных исследований по предлагаемому проекту авторы намерены синтезировать достижения историографии естествознания с разработками по истории университетов, академий, специализированных обществ и средств научной коммуникации и подготовки. Реорганизации и расширение университетов и академий, меняющийся набор исследовательских единиц и кластеров, штатное расписание факультетов и номенклатура академических кафедр, работа системы научного воспроизводства (аспирантура и зарубежные командировки) будут изучаться в рамках проекта не сами по себе, в отрыве от традиционно понимаемой истории науки. В центре внимания будет анализ того, как постепенно складывался и реализовывался дисциплинарный принцип в разделении институций (кафедр, факультетов, журналов), а также классификации и иерархизации разных областей знания.

 

— В рамках проекта исполнители намерены подчеркивать историческое видение того, что сейчас принято именовать соотношением фундаментальных и прикладных аспектов развития отраслей естествознания. Они хотели бы показать важную роль и значимость последних функций, отнюдь не сводимых в Средние века или в эпоху «высокого» Модерна к чему-то вторичному или служебному. Авторы стремятся обратить внимание на периферийные для традиционной историографии науки практики и символические системы (преподавание, система семинаров и экзаменов, набор квалификаций и степеней) которые были не просто вспомогательными средствами приращения знаний, но важным полигоном утверждения самостоятельности и специфической природы той или иной науки – именно как дисциплины.

 

 

Новаторской в предлагаемом подходе является установка на сравнительный анализ процессов дисциплиностроительства сразу в нескольких науках, различных странах и периодах. Предполагается сделать акцент на двух временных срезах: Европе Средневековья и раннего Нового времени и структурных особенностях российской и ранней советской истории науки (до середины 1950-х годов). Специфика исследовательского коллектива заключается в объединении и координации усилий специалистов уникальной компетенции, глубоко занимающихся одновременно и европейской, и отечественной историко-научной проблематикой.

 

 

Публикации по теме проекта:

 

Вишленкова Е. А. Идеи о "чистых" и "смешанных русских" в отечественной публицистике 1760-х годов// Диалог со временем. 2010. Вып. 30. С. 141-156.

Вишленкова Е. А. Проблема человеческого разнообразия в локальной перспективе: «большие теории» и эмпирические знания // Ab Imperio. 2009, №3. С. 245-345.

Дмитриев А. Н. По ту сторону «университетского вопроса»: правительственная политика и социальная жизнь российской высшей школы (1900-1917 годы) // Университет и город в России (начало ХХ века) / Под ред. Т. Маурер и А. Дмитриева. М.: НЛО, 2009. С. 105–204.

Дмитриев И. С. Пьер Симон  Лаплас   – маленький император большой науки // Антропология революции. Сборник статей по материалам XVI Банных чтений журнала «Новое литературное обозрение» (Москва, 27 – 29 марта 2009 года). М.: Новое литературное обозрение, 2009. С. 67 – 100.

 

Иванов К. В. Небо в земном отражении. История астрономии в России в XIX - начале XX века. М., 2009.

Кирчик О. И. Социология интеллектуалов Пьера Бурдье // История и теория интеллигенции и интеллектуалов (под ред. В. Куренного). М.: Фонд "Наследие Евразии", 2009. С. 314-334.

Полетаев А. В. Модели развития научного знания // Пути России. Т. XVI. Современное интеллектуальное пространство: школы, направления, поколения / Ред. М. Г. Пугачёва, В. С. Вахштайн. М.: Университетская книга, 2009. С. 67–81.

Vishlenkova E. A., Malysheva S. Yu. Universität als Wissenschaftseinrichtung und als Form der Gedachtnisorganisation // Jahrbuch für Universitätsgeschichte. 2008, Bd. 11. S. 155-182.

Вишленкова Е. А. Тело для народа, или «увидеть русского дано не каждому», Часть 1-2 // Человек. 2008, № 3, № 4.

Дубовицкая М. А. О становлении "современной" алгебры в России. Киевская и Московская алгебраические школы в первой половине XX в.. // Вопросы истории естествознания и техники. 2008. № 4. С. 50-77.

Вишленкова Е. А. Визуальная антропология империи // Социологическое обозрение. 2007, Т. 6. № 3. С. 64-99.

Дмитриев А. Н. От академического интернационализма – к системе национально-государственной науки // Наука, техника и общество России и Германии во время Первой мировой войны / Под ред. Э. И. Колчинского, Д. Байрау, Ю. А. Лайус. СПб, 2007. С. 32—55.

Баюк Д. А. О природе природы: ученый эпохи Возрождения в поисках закона  // Вопросы истории естествознания и техники. 2006.  N 4. С. 48-63

Вишленкова Е. А., Малышева С. Ю., Сальникова А. А. Terra Universitatis: Два века университетской культуры в Казани. Казань, 2005.

Куприянов А. В. Предыстория биологической систематики: «народная таксономия» и развитие представлений о методе в естественной истории конца XVI — начала XVIII вв. Санкт-Петербург: Изд-во ЕУСПб, 2005.

Дмитриев И. С. Человек эпохи перемен. Очерки о Д.И. Менделееве и его времени. СПб.: Химиздат, 2004.

Уваров П. Ю. Университеты Российской империи глазами медиевиста (в защиту «идола истоков»)// Диалог со временем. Вып.7. М., 2001. С. 207-223.

 

 

 

 


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!