• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Важные объявления 1

ПРОЕКТЫКонструирование прошлого и формы исторической культуры в современных городских пространствах (ЦФИ НИУ ВШЭ, 2014)Руководитель проекта: д. и. н. И. М. Савельева

Проект посвящен изучению разнообразных практик формирования исторической идентичности жителями современных городов в контексте усложнения историчности городской среды и постоянного расширения диапазона способов ее использования. Данное исследование является первой ступенью большого проекта: «Становление современной исторической культуры: прошлое как фактор социально-политической детерминации», который будет реализован ИГИТИ в 2014-2015 гг. Общей задачей всех этапов проекта является анализ различных типов включенности представлений о прошлом в социальное действие и зависимости этих типов от средств фиксации темпорального опыта, структур и форм коммуникации в различных социальных средах.

В рамках данного проекта будет избран новаторский ракурс анализа: на передний план будут выведены формы исторической культуры в городской среде, проблематика истории («исторического», «историчности») в структуре современного городского существования. Специфика данного проекта, как фундаментального научного исследования, по отношению к обозначенным выше направлениям заключается в нескольких принципиальных особенностях постановки вопроса об исторической культуре. Прежде всего, речь идет о дистанцировании от политического полюса и о попытке теоретически поставить вопрос об отношениях между популярной культурой и культурой академической. Кроме того, обращение к городскому контексту и контексту новых медиа побуждает к тому, чтобы зафиксировать неоднозначность взаимоотношений между политикой, экономикой и культурой.

Применительно к исторической культуре это означает, во-первых, возможность рассматривать сферу воспроизводства исторического сознания не только как пространство ассиметричных отношений власти или борьбы за экономические ресурсы, но также коммуникации, сотрудничества и креативности.

Во-вторых, это позволит учитывать не только общие институциональные рамки и жестко структурированные механизмы воспроизводства представлений о прошлом, но также и отклонения, локальные контексты и разнообразие рецепции тех или иных образов и форм историчности.

В-третьих, речь идет о проблематизации монополии академической науки на производство представлений о прошлом, осмыслении коммуникативных рамок и импульсов повседневности, которые не меньше, чем академическое знание, формируют ландшафт современной исторической культуры. Ценность подобного анализа заключается в том, чтобы зафиксировать рефлексивный потенциал различных форм представления прошлого поверх границ между идеологией и наукой, академическим и неакадемическим, определяющихся потребностями групповой и профессиональной самоидентификации.

Наконец, в-четвертых, в рамках данного проекта появляется возможность учесть специализированный характер и многообразие эмпирических возможностей анализа исторической культуры, сформированных как в традиционных дисциплинах (истории, археологии, социологии), так и в различных направлениях современных социокультурных исследований (городских исследованиях, исследованиях медиа, визуальных исследованиях, и т.д.).

Задачи исследования

1) провести анализ существующих концепций «исторической культуры» и роли городской проблематики в этих концепциях;

2) осмыслить потенциал различных областей современного гуманитарного знания (городских исследований, публичной истории, социологии культуры, культурной географии, этнографии и археологии современности, архитектурной истории, исследований туризма и т.д.) для анализа исторической культуры современного города, концептуализации темпоральной и исторической неоднородности городской среды, классификации разных типов исторических объектов и способов их сохранения, присвоения и т.д.;

3) на материале различных культурных текстов и культурных практик, в том числе новых, порожденных развитием городской среды постиндустриального общества, изучить формы исторического воображения и коммеморативной культуры, задействованные в обживании городского пространства и формировании идентичности современного человека;

4) проанализировать особенности институционализации исторической культуры современных городов и формирования локальной идентичности в контексте взаимодействия различных образовательных и культурных институций (архивов, музеев, университетов и т.д.), с одной стороны, и неформальных сообществ, с другой;

5) исследовать влияние процессов глобализации на историческую культуру современного города: поиск новых возможностей использования городского наследия для развития городов, практики менеджмента культурных ресурсов и маркетинга территорий, места истории и исторического в креативных индустриях, и т.д.  

Мероприятия:

1-5 июля 2014 . Семинар
исследовательской группы проекта «Warsaw/Moscow: Alterations in Progress. The Vicissitudes of Monuments in the Post-socialist Public Sphere».
Организатор: Варшавский университет, ИГИТИ имени А. В. Полетаева.
Участники: А. С. Махов.

Публикации по теме проекта:

  • Монографии
Царицыно: аттракцион с историей / Отв. ред.:  Н. В. Самутина Б. Е. Степанов. М. : Новое литературное обозрение, 2014.

Савельева И. М. Полетаев А. В. Знание о прошлом: теория и история. В 2-х т. Т. 1: Конструирование прошлого. Т. 2: Образы прошлого. СПб.: Наука, 2003-2006. - 632 с.; 751 с.


Репина Л.П. Историческая наука на рубеже XX – XXI вв.: социальные теории и историографическая практика. М.: «Кругъ», 2011. 560 с.

  • Статьи и препринты
Савельева И. М., Полетаев А. В. «Историческая память»: к вопросу о границах понятия // Феномен прошлого / Ред. И. М. Савельева, А. В. Полетаев. М.: ГУ-ВШЭ, 2005. С. 170-220.

Андреев М. Л. Поэтика прошлого // В кн.: Феномен прошлого / Отв. ред.: И. М. Савельева. М.: Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2005. С. 67-95.

Вишленкова Е. А. Прошлое показанное (вторая половина XVIII – первая четверть XIX века) // В кн.: Историческая культура императорской России: формирование представлений о прошлом / Отв. ред.: А. Н. Дмитриев. М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2012. С. 383-417.

Дмитриев А. Н. Прошлое нашего прошлого (проблематика исторической культуры в Российской империи) // В кн.: Историческая культура императорской России: формирование представлений о прошлом / Отв. ред.: А. Н. Дмитриев. М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2012. № 1. С. 9-30.

Запорожец О. Н., Самутина Н. В., Кобыща В. В. Не только Бэнкси: стрит-арт в контексте современной городской культуры // Неприкосновенный запас. Дебаты о политике и культуре. 2012. № 86 (6). С. 221-244.

Запорожец О. Н. Частные вопросы к большим схемам: городские исследования и критическая ревизия социологического инструментария // В кн.: Социологические методы в современной исследовательской практике: Сборник статей, посвященный памяти первого декана факультета социологии НИУ ВШЭ А.О. Крыштановского [Электронный ресурс] / Отв. ред.: О. А. Оберемко. М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2011. С. 90-92.

Запорожец О. Н., Лавринец Е. Потеряться, чтобы увидеть: опыты фотографического восприятия города // В кн.: Визуальная антропология: новые взгляды на социальную реальность / Под общ. ред.: Е. Р. Ярская-Смирнова, П. В. Романов, В. Л. Круткин. Саратов: Научная книга, 2007. С. 61-77.

Запорожец О. Н., Самутина Н. В. Свой среди других: антропология нормы в пространстве Царицынского парка / Препринты. Высшая школа экономики. Серия WP6 «Гуманитарные исследования». 2012. № 06.

Каменский А. Б. Парадоксы массового исторического сознания и конструирование образа прошлого // Горбачевские чтения: Власть факта и власть мифа: как создается образ современной истории России. Некоторые проблемы освещения истории перестройки в учебниках истории. М., 2005. С. 12—21.

Колесник А. С. Отношение к собственному прошлому: ретромания в современной британской популярной музыке // Артикульт. Научный электронный журнал Факультета Истории Искусства Российского государственного гуманитарного университета. 2013.

Колесник А. Дрезден как центр развития уличной культуры в 1980-х: формирование европейских хип-хоп сцен [Электр. ресурс] // Граффити и стрит-арт  культурном пространстве мегаполиса. 2012. 

Левинсон К.А. Такая разная устная история // Одиссей. Человек в истории. М., 2008. С. 382-408.


Репина Л.П. «Мост из прошлого в грядущее», или вновь о метафоре памяти // Диалог со временем. 2012. Вып. 41. С. 181-190.

Репина Л.П. Образ «Другого» и коллективная идентичность в исторической перспективке // Проблемы идентичности: кросс-культурный диалог: сборник материалов мждународной научной конференции. 21–22 июня 2012 г. / Под ред. Т. М. Гавристовой. Ярославль: ЯрГу, 2012. С. 107-110.

Запорожец О. Н., Самутина Н. В., Кобыща В. В. Не только Бэнкси: стрит-арт в контексте современной городской культуры // Неприкосновенный запас. Дебаты о политике и культуре. 2012. № 86 (6). С. 221-244.

Самутина Н. В., Комарова Н. Н. Тонны воды летят по немыслимым траекториям: фонтан-аттракцион и новая образность парка Царицыно // Неприкосновенный запас. Дебаты о политике и культуре. 2011. № 1(75). С. 207-225.

Степанов Б. Е. «Ковчег былого»: город как объект исторической экскурсии // Визуальная антропология: городские карты памяти / Под. ред. П. В.Романова, Е. Р. Ярской-Смирновой. М., 2009. С. 99–121.

Степанов Б. Е. Места истории в зеркале памяти  // Отечественные записки. 2008. № 43. С. 38-43.

Степанов Б.Е. Память об утопии: Царицыно между «долгостроем» и форс-мажором // Пути России. Будущее как культура: прогнозы, репрезентации, сценарии. М.: НЛО, 2011. С. 362-374.

Zaporozhets O., Riise E., Kolesnik A. The Permanence of Ephemeral: Tsoi Wall 23 Years After in: Santalka. Philosophy, Communication. 2014. Vol 22. Issue 1.

 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!