• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Репортаж Александра Махова о воркшопе «Historical and Cultural Narratives. Rivalries and Entanglements in Eastern Europe»

12–14 ноября в Тюбингенском университете прошел воркшоп «Historical and Cultural Narratives. Rivalries and Entanglements in Eastern Europe (Russia, Ukraine and Belarus)», в рамках которого исследователи из Германии, России, Украины и Белоруссии обсуждали общие вопросы конструирования и «бытования» исторических и культурных нарративов. Воркшоп стартовал 12 ноября лекциями директора ИГИТИ И. М. Савельевой «Professional History and Public History: Goals and Means of Historical Narratives» и профессора Национальной академии наук Украины Тамары Хундоровой «Generations in Contemporary Ukrainian Literature». Предлагаем Вашему вниманию репортаж Александра Махова и подборку фотографий.

В течение трех дней с 12 по 14 ноября по приглашению Института восточноевропейских исследований Тюбингенского университета, сотрудники ИГИТИ Александра Колесник, Олег Морозов и Александр Махов, вместе с другими молодыми исследователями из Украины, России, Белоруссии и Германии, обсуждали вопросы конструирования и «бытования» исторических и культурных нарративов в публичном и академическом дискурсе.

Воркшоп начался со вступительного слова директора Института восточноевропейских исследований, профессора Тюбингенского университета Клауса Гествы, который передал слово двум специальным гостям семинара – профессору Национальной академии наук Украины Т.И. Гундоровой и профессору Высшей школы экономики И.М. Савельевой. Приглашенные профессора прочли лекции для участников семинара – профессор Гундорова рассказала о нарративизации опыта поколений 1960-2010-х гг. в современной украинской литературе, а профессор Савельева о специфике публичного и академического исторических нарративов. Доклады вызвали живой интерес аудитории, так что организаторам пришлось ограничить время на комментарии и вопросы к профессорам и перенести обсуждение в неформальную обстановку фуршета.

На следующий день, после короткой сессии представления друг другу, стартовала работа воркшопа. Участники разделились на группы и начали работать над своими темами под руководством более опытных исследователей – Александра Колесник и Александр Махов работали в группе Флориана Петерса (Берлинский университет имени Гумбольдта), а Олег Морозов в группе Натальи Сенкевич (Киево-Могилянская академия).  В ходе групповых обсуждений каждый из участников представил свое исследование, связанное с конструированием и функционированием исторического нарратива: Олег Морозов рассказал об университетских историописаниях как продукте академической коммеморативной культуры, Александр Махов представил свое исследование дискуссий о национальной истории на веб-форумах, а Александра Колесник рассказала о переосмыслении советской истории 1980-х гг. через историю кумиров рок-музыки. Все участники живо обсуждали доклады друг друга, задавали вопросы и высказывали свое мнение.  После этого каждая группа работала над общей презентацией, в которой были представлены итоги осмысления участниками значения исторических нарративов. Работа в группах так захватила участников, что они продолжали дискуссии за обедом и даже после формального завершения первого дня работы семинара.

Итоги обсуждений в группах участники воркшопа представили коллегам 14 ноября. Группа с участием Олега Морозова рассказала о едином механизме конструирования популярных нарративов в исторической литературе и кино. Группа с участием Александры Колесник и Александра Махова представила проект исследования трансформации исторических нарративов и их значения в украинском конфликте 20132015 гг.  Презентации получили высокую оценку и активное обсуждение в рамках финальной дискуссии.