• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Хеви-метал и его российские фанаты: дискуссии о вторичности жанра

13 апреля на регулярном семинаре Центра исследований современной культуры ИГИТИ с докладом на тему «Хеви-метал и его российские фанаты: проблема идентичности и национальные образы» выступила младший научный сотрудник Александра Колесник.

13 апреля, во всемирный день рок-н-ролла, регулярный семинар Центра исследований современной культуры ИГИТИ (он же – первый публичный семинар НУГ «Культура соучастия: сообщества и практики) был посвящен специфике российских хеви-метал сообществ. С докладом на тему «Хеви-метал и его российские фанаты: проблема идентичности и национальные образы» выступила младший научный сотрудник ИГИТИ Александра Колесник. Общей чертой многих музыкальных сообществ является концентрация на одной конкретной музыкальной группе или исполнителе. В случае же с хеви-метал музыкой особенностью сообществ слушателей является фокусировка на жанре в целом. Определение границ данных сообществ может быть обусловлено разными факторами. Для российских хеви-метал сообществ таким фактором стало отношение слушателей к западной музыке и конструирование фанатами особых образов отечественных хеви-метал музыкантов.

Первая часть доклада была посвящена современным исследованиям музыкальных фандомов и изучению музыкального жанра хеви-метал. Музыкальные аудитории изучаются исследователями с точки зрения выстраивания разных групповых идентичностей, аффективности, влияния разных жанров (прежде всего, жанра хеви-метал) на психологию молодежи, т.д. Музыкальные фандомы как активные участники производства и дистрибуции музыки – достаточно новая тема в рамках современных fan studies. Александра также отметила и последние тенденции в изучении фанатских аудиторий – поиск новых объяснительных моделей (например, отказ от понимания музыкальных аудиторий как субкультур в пользу понятия «музыкальная сцена»), интерес к национальным и локальным сюжетам, изучение повседневности фанатов.

Во второй части доклада была рассмотрена дискуссия о вторичности российского хеви-метала на форуме Mastersland.com, крупнейшем форуме поклонников данного жанра. Большинство современных российских хеви-метал групп, характеризующихся слушателями как «классические», были сформированы на волне популярности жанра в 1980-е годы в условиях ослабления цензуры и демократизации в СССР во время «перестройки». Ориентируясь на западные музыкальные традиции, советские хеви-метал группы зачастую калькировали их образы, тексты и музыку, что нашло разный отклик и в среде слушателей. Длившаяся в фан-сообществе еще с середины 1980-х годов дискуссия о пиратстве и плагиате в российском хеви-метале с новой силой возобновилась с появлением онлайн-платформ в начале 2000-х годов. Основным среди этих платформ стал портал Mastersland.com. В центре этих споров оказалась российская хеви-метал группа «Ария», которую многие слушатели обвинили в плагиате и копировании музыки и текстов песен у зарубежных групп. Александра говорила о ключевых проблемах, к которым обращаются фанаты и через которые слушатели характеризуют российский хеви-метал: русский язык, жанровые особенности, исторические сюжеты, противопоставление российских и западных музыкантов. Исследуемая дискуссия, с одной стороны, выявила определенные границы, которые существуют внутри сообщества: российский хеви-метал характеризуется участниками как отдельное направление, в основе которого лежит русский язык и ориентация на опыт группы «Ария». С другой стороны, онлайн-обсуждение стало способом трансляции разными музыкальными аудиториями своей локальной и исторической идентичности: противопоставляя российские и зарубежные группы, участники нередко апеллируют к историческому и культурному контексту позднего СССР и России 1990-х годов.

В ходе обсуждения доклада рассматривались проблемы методологии изучения онлайн-сообществ музыкальных слушателей и необходимости проведения интервью с российскими фанатами для расширения источниковой базы исследования. Кроме того, у участников семинара возникли вопросы о контексте и трансформации дискуссии фанатов на форуме, о том, изменились ли аргументы слушателей, можно ли говорить об изменении/обновлении аудитории и, наконец, повлияла ли данная дискуссия непосредственно на российскую хеви-метал сцену.