• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Семинар про культовое кино

Очередной семинар научно-учебной группы «Participatory Culture (культура соучастия): сообщества и практики» был посвящен теориям культового кино. В своем докладе 19 июня Наталья Самутина проследила историю развития теорий культового кино, начиная с первых текстов Умберто Эко о «Касабланке» и до современного состояния поля. После доклада состоялось активное обсуждение текстов, прочитанных к семинару. Смотрите репортаж и библиографию.

Семинар про культовое кино

Очередной семинар научно-учебной группы был посвящен теориям культового кино. Они в первую очередь интересовали участников группы как концептуальный ресурс, направленный на понимание кинематографических аудиторий. Кроме того, исследования культового кино даже раньше, чем fan studies, обратили внимание на феномен и примеры альтернативного зрительского восприятия. Его носителями были «культовые зрители», с их тщательно (и самостоятельно) выстроенными канонами любимых произведений, с ритуалами кинопросмотра и практиками обмена знаниями и артефактами. В теориях культового кино 1990-х и начала 2000-х (у Тимоти Корригана, Умберто Эко, позже у Томаса Эльзессера и Мэтта Хиллса) было концептуализировано немало проблем, актуальных и для сегодняшней работы с культурами соучастия. Одновременно в этом поле (в частности, в классической статье Сары Гвенлиан-Джонс в журнале  Screen) особенности культового восприятия были связаны с новыми фанатскими практиками, такими, как слэш-письмо. В своем докладе для группы Наталья Самутина проследила историю развития теорий культового кино, начиная с первых текстов Умберто Эко о «Касабланке» и до современного состояния поля, вплоть до современных коннотаций понятия «синефилия» и до такого феномена, как «транснациональный культ», занимающего большое место в концептуальном аппарате современных fan studies. После доклада состоялось активное обсуждение текстов, прочитанных к семинару.


Список текстов, обсуждавшихся на семинаре (в хронологическом порядке): 

  • Jones S.G. (2002) Sex Life of Cult Television Characters // Screen. No. 43. Vol. 1. P. 79–90.
  • Elsaesser T. (2005) Cinephilia or the Uses of Disenchantment // Cinephilia. Movies, Love and Memory / Ed. de Valck M., Hagener M. Amsterdam: Amsterdam UP. P. 28–43.
  • Самутина Н. За процветание Шведии! Культовое кино и его нестандартный зритель // Неприкосновенный запас. 2008.  № 6(62). С. 108–123.
  • Hills M. (2015) Cult cinema and the ‘mainstreaming’ discourse of technological change: revisiting subcultural capital in liquid modernity // New Review of Film and Television Studies. No. 13. Vol. 1. P. 100–121.
  • Hills M. (2017) Transnational cult and/as neoliberalism: the liminal economies of anime fansubbers // Transnational Cinema. No. 8. Vol. 1. P. 80–94.