• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Семинар НУГ «Культура соучастия...» о школьном образовании

19 июня прошло последнее летнее заседание научно-учебной группы «Participatory Culture (культура соучастия): сообщества и практики». Участники обсудили перспективы написания статей по своим исследовательским темам и послушали доклад Екатерины Шмелёвой о том, какую роль культура соучастия может играть в школьном образовании. Опубликован репортаж о мероприятии.
19 июня прошло последнее летнее заседание научно-учебной группы. Участники обсудили перспективы написания статей по своим исследовательским темам и послушали доклад Екатерины Шмелёвой о том, какую роль культура соучастия может играть в школьном образовании. Екатерина выделила три исследовательских направления:
  • Фан-практики школьников. К наиболее распространенным Екатерина отнесла косплей, стримы, ведение пабликов в инстаграм, игру в музыкальных группах и создание сообществ, объединенных интересом к анимэ. Исследователь может задаться вопросом о связи культурного и социального капитала школьников с их вовлеченностью в различные практики – например, сообщества анимэ в школах часто организуют ребята, которые обладают навыками регулярного обсуждения культурных продуктов и планирования своей деятельности, что говорит об их сравнительно высоком культурном капитале. Также исследователям стоит обратить внимание на способы означивания принадлежности школьников к определенным сообществам, легитимированность этих тем и сообществ в общешкольном контексте и смыслы, которые сами участники сообществ придают своим практикам, – становятся ли объединяющие темы массовой культуры триггером для перехода на более разнообразные обсуждения и практики? Также распространенность различных фанатских практик среди школьников ставит вопросы о способах включения актуальных для них тем в школьное обучение – например, почему бы не учиться оперировать математическими пропорциями, высчитывая количество магов во вселенной Гарри Поттера?
  • Культура соучастия как связь школы и локального контекста. Если рассматривать школу как ресурс человеческого капитала и различных коммуникативных и образовательных практик, то можно задуматься о вкладе, который школа может внести в окружающий ее локальный контекст. Речь идет о тематических городских фестивалях, формировании клубов, регулярно обсуждающих актуальные проблемы с приглашенными профессионалами, проектных семинарах и тд. В настоящее время подобные решения чаще реализуются в качестве опции дополнительного образования (пример – городской фестиваль как итог ежегодного лагеря «Территория лета» программы «Учитель для России»). Однако включение школьников в качестве равных агентов в решение локальных проблем имеет большой образовательный и профориентационный потенциал. Исследователи этого направления могут рассмотреть вопросы о том, какие агенты и каким образом включены в подобные практики, происходит ли трансформация среды и участников.
  • Соучастие как принцип обучения. Возможность для детей определять темы для изучения и ставить себе личные цели на разные отрезки времени, выбирать своих сверстников в совет, который определяет жизнь школы, воспринимать учителя не как непогрешимый авторитет, а как партнера по поиску знания – все эти принципы, которые мы сейчас относим к культуре соучастия, с начала XX века уже осуществлялись в отдельных школах (несколько известных примеров – школа «Саммерхилл» в Великобритании, Summit schools в США). Однако сейчас о реформе образования в пользу более равного распределения ответственности за процесс обучения говорят практически во всем мире, даже Федеральный государственный образовательный стандарт, регламентирующий работу школ в России с 2011 года, делает акцент на развитие личностных и метапредметных навыков, которые формируются в иной школьной среде. Вопрос, можно ли считать идеальную школу воплощением культуры соучастия докладчик оставила открытым, так как речь скорее идет о формировании общественного запроса на большее разнообразие школ. Многие исследователи сейчас занимаются поиском возможностей измерить образовательные результаты среды, в которой реализуются принципы культуры соучастия. Также еще только предстоит сформулировать теоретическое описание российской специфики подобных практик, рассмотреть эффекты различных типов образовательных пространств – как физических, так и цифровых.