Круглый стол «Преподавание истории в современной школе»
Семинар, состоявшийся 30 января, отличался от стальных не только своей темой, но и формой. Было решено посвятить его не чуждой всем теме преподавания истории в школе. Такой шаг был вызван тем, что многие участники семинара так или иначе связаны с современным школьным образованием, ну и все из нас были учениками, которым преподавали историю, что обусловило и желание многих участников поделиться своим опытом/мыслями/мнением по поводу этой достаточно животрепещущей темы.
Выступления, представленные на круглом столе:
- Вадим Киреев. ""У нас новый историк": между наукой и традицией или о чем думает "молодой специалист"".
- Марина Фадеева. "Неформальный подход к истории в школе на примере работы с выставкой, посвященной Анне Франк"
- Марина Королева. "В чем профессионализм и социальная ответственность учителя истории?"
- Риика Мухонен. "Преподавание истории в Финляндии"
- Жанар Бекмурзина. "Преподавание истории в Казахстане"
- Мэтью Клопфенштейн. "Преподавание истории России для иностранцев"
- Сергей Матвеев. "Российская научная периодика о преподавании истории в школе (2010—2018)"
Идеологизация исторического образования оказалась одной из важных тем круглого стола. Актуальна она не только для России, но и для других бывших советских республик, в зависимости от самой идеологии, меняются и её стратегии. Так, например, в Казахстане, история казахов искусственно удревняется, а Россия в ней часто выступает в качестве колонизатора и угнетателя. В Республике Беларусь идёт обратный процесс, там вопросы о национальных различиях не подчёркиваются, а Россия выступает в положительном качестве, страны, которая и помогла белорусскому народу.
Однако идеологизация школьного курса истории - далеко не единственная проблема, которая стоит перед современным школьным учителем. В связи с тем, что меняется само школьное образование, возникает логичный вопрос о том, а что вообще нужно преподавать на уроках истории. Должен ли это быть классический нарратив с кучей событий, дат и великих личностей? Нужно ли ученикам запоминать весь этот массив данных? Или же стоит лишь использовать отдельные эпизоды из богатого опыта прошлого, чтобы развивать конкретные практические навыки у учеников? Безусловно ответ на такие вопросы не может быть однозначным и уж точно не может быть дан на одном лишь круглом столе. Впрочем, это отнюдь не значит, что такие вопросы не нужно задавать. Единый ответ, наверное даже и не нужен.
Наверное самый важный урок, который можно вынести с этого семинара в том, что учитель должен лишь опираться на советы и рекомендации, но творить сам. Педагогика - это ведь тоже своеобразное искусство, которому стандартизация вряд ли идёт на пользу. В современном мире ценность каждого отдельного индивида всё возрастает. А как можно мерить всех людей одной шкалой: что учеников, что учителей? Возможно, в поисках постоянных частных ответов на общие вопросы и должен творить современный школьный учитель, будь-то учитель истории или любой другой педагог.
Савельева Ирина Максимовна