Обсуждение сборника «Graffiti and Street Art: Reading, Writing and Representing the City»
28 февраля научно-учебная группа «Participatory Culture (культура соучастия): сообщества и практики» провела обсуждение коллективной монографии «Graffiti and Street Art: Reading, Writing and Representing the City» (Konstantinos Avramidis and Myrto Tsilimpounidi, eds.), которая вышла в 2017 г. в издательстве Routledge. Книга посвящена различным аспектам изучения города и городской культуры через граффити и стрит-арт. В качестве основных задач сборника редакторы обозначают, во-первых, систематизацию современных подходов к проблематизации и изучению стрит-арта и граффити; во-вторых, рассмотрение нескольких кейсов из разных стран (от США и Бразилии до Греции и Египта) с учетом специфики исторического и культурного контекстов для понимания локальных особенностей «взаимодействия» стрит-арт- и граффити-райтеров с городом; в-третьих, представление принципиально междисциплинарных исследований современной городской культуры для лучшего понимания потенциала разных исследовательских методик применительно к изучению стрит-арта и граффити.
Сборник состоит из трех разделов, посвященных способам и практикам чтения (reading), создания (writing) и репрезентации (representing) граффити и стрит-арта. Начиная с дискуссии о специфике стрит-арта и граффити как городской практики и части городской культуры, авторы ставят уже традиционный вопрос о том, как характеризовать данные культурные формы: как вандализм или искусство, и где находятся границы этих понятий (Э. Янг). Отмечается также и другие широко обсуждаемые ранее вопросы – насколько стрит-арт и граффити влияют на демократизацию городских пространств (К. Айвсон), можно ли их характеризовать как мультимодальные практики (С. Эдвардс-Ванденхоек), как «читать» граффити и стрит-арт (С. Андрон), что они могут «сказать» разным городским аудиториям (Д. Феррел). Двигаясь далее к рассмотрению разных практик современной городской культуры, авторы разбирают, как стрит-арт и граффити становились важной составляющей политических высказываний во время волнений и революций в Египте, Греции и Кипре в конце 2000-х – 2010-е годы (М. Абаза, С. Старидес, П. Левентис). Особое место в данном контексте занимает вопрос типологии и права на номинацию стрит-арта и граффити (Р. Шактер, А. Бригенти). Обращаясь, наконец, к проблеме репрезентации города через граффити и стрит-арт, авторы рассматривают несколько вопросов: как стрит-арт и граффити функционируют как транскультурные практики, как они оказываются включены в более широкие процессы формирования и трансляции национальных идентичностей (что, например, очевидно на примере бразильского стиля граффити «пиксашао» (pixação)) (А. Ламазарес), как стрит-арт и граффити оказываются формами оспаривания разных городских мест и формами борьбы с политикой zero tolerance в разных странах (Д. Лендри), а также как меняется восприятие стрит-арта и граффити посредством цифровых медиа (Л. Макдоуэлл).