Киногид вышкинца
Борис Степанов. «Дорога к звездам» и «Планета бурь».
"...Наступившая эпоха виртуальной синефилии дает возможность каждому открывать для себя новое прошлое кинематографа, видеть поверх тех границ, которыми определялся опыт зрителя предшествующих десятилетий, но и получать доступ к тому, что вытеснялось и забывалось. На фоне последних попыток отечественных кинематографистов создать патриотические фильмы об освоении космоса и угнаться за голливудскими блокбастерами вроде «Гравитации» и «Интерстеллара» любопытно вспомнить о тех образцах, которые в свое время открывали космические горизонты не только для отечественной, но и для мировой киноаудитории. Речь идет о фильмах советского режиссера Павла Клушанцева «Дорога к звездам» (1957) и «Планета бурь» (1961).
Фильм «Дорога к звездам» вышел через месяц после запуска первого спутника (режиссер даже успел вмонтировать туда кадры, посвященные этому событию) и был показан не только в СССР, но, как писал режиссер, «обошел все пять континентов». Для американского зрителя он стал частью того, что было названо sputnik shock – удивления и беспокойства, охвативших массовую аудиторию в связи с первым космическим полетом. Первая часть фильма, посвященная рассказу об идеях Циолковского, воспроизводила типичную модель научно-популярной биографии. Однако далее режиссер впервые предпринял попытку максимально достоверно воссоздать будущее освоения космоса. Клушанцев показывает все его этапы – от подготовки к старту и парения в невесомости внутри космического корабля до сборки станций в космосе и высадки человека на Луну. Некоторые кадры выглядят – особенно для современного глаза – наивно (впрочем, не более наивно, чем визуальный ряд голливудских фильмов о космосе, таких как «Место назначения – Луна» (1950) или даже красочная «Запретная планета» (1956)). Обстановка на космическом корабле напоминает советский санаторий: космонавты в домашних халатах, зимний сад и ковровые дорожки. Однако убедительность технических деталей (среди консультантов фильма был один из создателей космической программы М.К. Тихонравов) и искусность спецэффектов были восприняты американской аудиторией как дополнительное подтверждение того, что в области развития космической техники русские ушли далеко вперед. А между тем спецэффекты разрабатывались самим режиссером в отсутствие специалистов и аппаратов для комбинированных съемок, а сам фильм мог вообще не выйти, поскольку руководству студии казалось, что тематика повышения урожаев сахарной свеклы в данный момент важнее, чем мечтания о космических полетах. После этого Клушанцев снял уже художественный фильм об экспедиции международного экипажа на Венеру, который был замечателен уже не столько изображением космического полета, но показом приключений космонавтов на «планете бурь», которые включали встречу с динозаврами, столкновение с дикими ящерами и хищными цветами, переход через потоки горящей лавы, подводное погружение и даже несостоявшуюся встречу с представителями иной цивилизации – возможными прародителями человечества. Однако это не стало «успешным стартом» советского фантастического кино: фильм получил самую низшую прокатную категорию, а Клушанцев вернулся в научно-популярное кино, а затем вообще вынужден был расстаться с профессией режиссера. Благодаря международному успеху его фильмов Клушанцев оказался гораздо больше известен на Западе. Это признание приобретало подчас специфические формы, не добавлявшие известности режиссеру: фильм «Планета бурь» был дважды выпущен в перемонтированном виде студией небезызвестного Роджера Кормана, причем в последней версии к приключениям космонавтов добавили кадры, изображавшие племя доисторических женщин. Тем не менее восторженные отклики таких классиков, как Стэнли Кубрик и, по слухам, Джордж Лукас, обеспечили ему славу «кудесника фантастики из России» и место в пантеоне создателей киножанра..."
Демин Максим Ростиславович
Левченко Ян Сергеевич
Степанов Борис Евгеньевич