• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Места Цоя: география памяти, аффективная насыщенность и трансформация сообществ»: доклад Оксаны Запорожец и Александры Колесник

25 апреля на научном семинаре Центра исследований современной культуры ИГИТИ и Научно-учебной группы «Participatory culture (культура соучастия): сообщества и практики» с докладом «Места Цоя: география памяти, аффективная насыщенность и трансформация сообществ» выступили ведущий научный сотрудник ИГИТИ Оксана Запорожец и младший научный сотрудник ИГИТИ Александра Колесник. См. подробнее.

25 апреля на научном семинаре Центра исследований современной культуры ИГИТИ и Научно-учебной группы «Participatory culture (культура соучастия): сообщества и практики» с докладом «Места Цоя: география памяти, аффективная насыщенность и трансформация сообществ» выступили ведущий научный сотрудник ИГИТИ Оксана Запорожец и младший научный сотрудник ИГИТИ Александра Колесник.

Сложно представить музыканта и рок-группу, которые были бы более популярны в СССР в конце 1980-х годов, чем Виктор Цой и группа «Кино». Своей многомиллионной аудитории они предлагали сплав «западного звука» – панка и new wave – с рассказами о жизни, легко узнаваемой каждым советским подростком. «Кино» в равной степени удавались и радикальные заявления, и теплый ироничный рассказ об обычной жизни обычного человека, что делало их по-настоящему всенародно любимой группой. Внезапная гибель Виктора Цоя в 1990 году превратила всю страну в пространство памяти. Стихийно появилось множество мест, посвященных музыканту. Некоторые из них давно исчезли, другие же, то затихая, то набирая силу, существуют уже почти 28 лет. 

Оксана Запорожец и Александра Колесник обратились к изучению «мест Цоя» и современных режимов пользования этих мест,  попытавшись ответить на следующие вопросы: чем обусловлена долгая жизнь «мест Цоя»? Как изменились их посетители? И, наконец, как эти места встраивались в жизнь постсоветских городов? Принимая во внимание разветвленную географию «мест Цоя», авторы сфокусировались только на двух кейсах: Стене Цоя в Москве и рок-клубе «Камчатка» в Санкт-Петербурге. В основу доклада  были положены материалы многолетних полевых наблюдений и серия интервью. Прежде всего, исследователи подробно охарактеризовали, как изменились эти места с 1990 года, когда помимо мест выражения скорби они сначала стали важными местами для фанатских сообществ, а потом и для совершенно разных посетителей: горожан, туристов, представителей других музыкальных сообществ, молодых райтеров и т.д. Рассмотрев существующие в современных социальных и гуманитарных науках подходы к изучению механизмов работы памяти в пространстве города (от «мест памяти» Пьера Нора до «temporary memorials» Эрики Досс), авторы обратились к наработкам исследователей, работающих в русле культурной географии, и предложили характеризовать «места Цоя» через панятие «география воспомнаний».