• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Словарь вышкинца

Жизнь в университете представляет собой процесс постоянных и быстрых изменений, которые неизбежно сказываются на нашем «доме бытия» – университетском языке. К новому академическому году «Окна роста» подготовили небольшой и, конечно, неполный словарь вышкинца, который включил в себя устоявшиеся и новые, серьезные и шутливые определения. Среди авторов — заместитель диретора ИГИТИ Алексей Плешков.

Словарь вышкинца


Текст на сайте "Окон роста".

Конкурс ППС
 – процедура оценки и отбора ППС для заключения/возобновления трудового договора сроком от одного года до пяти лет или повышения в должности. Проводится дважды в год кадровыми комиссиями как открытая конкурентная процедура с приглашением внешних кандидатов на основе оценки профессиональных компетенций, исследовательской, образовательной и организационной деятельности кандидатов (Вадим Радаев).

 

Единый контракт – форма трудового договора с научно-педагогическими работниками (НПР), предполагающая, что каждый НПР выполняет образовательную, исследовательскую и организационную работу. Образовательная работа включает аудиторную, внеаудиторную и учебно-методическую работу. Исследовательская работа включает выполнение фундаментальных или прикладных научных исследований с публикацией их результатов. Организационная работа включает участие в работе коллегиальных органов управления университетом, выполнение организационных функций или иной полезной деятельности в интересах университета (Вадим Радаев).

Модуль

1. Часть учебного года. Учебный год разбит на четыре модуля. Модуль для студента всегда заканчивается сессией с экзаменами. Не по всякой дисциплине в конце модуля есть экзамен. Бывают дисциплины, которые длятся несколько модулей (Сергей Рощин).

2. Основная хронологическая единица образовательного процесса в Вышке. В учебном году четыре модуля, каждый из которых длится около 10 учебных недель. В отличие от семестра, имеющего скорее календарное значение (количественное), модуль предполагает целостный и завершенный блок образовательной программы (качественное значение). Соответственно, в конце каждого модуля предполагается контроль (модульные тесты, коллоквиумы, экзамены). Модульная система не дает студентам скучать и держит их в тонусе (раньше было еще круче – пять модулей и пять сессий в год) (Алексей Плешков).

 

Майнор – в некотором смысле это вторая специализация в рамках бакалаврского образования в Вышке. Майнор дает возможность получить специфические знания, полезные для основной образовательной программы (мейджора), или, наоборот, расширить образовательный горизонт, познакомившись с принципиально «чужой» дисциплиной. Главное при выборе майнора – это реальный интерес к предмету. Для некоторых студентов майнор может стать даже отправной точкой для смены программы/школы/факультета (Алексей Плешков).

 

Мегафакультет – большой факультет, на котором ведется образовательная и научная деятельность по многим направлениям. Термин «мегафакультет» возник в 2013-2014 годах, когда в университете проходили организационные изменения и объединение существующих факультетов. До этого факультеты в большей степени реализовывали одно направление подготовки. Например, факультет истории, факультет философии, факультет филологии. Когда формировались мегафакультеты, прежние факультеты были объединены в мегафакультет, в нашем примере – в факультет гуманитарных наук. Когда новая структура сформировалась, понятие «мегафакультет» постепенно потеряло актуальность, и к вновь образованным большим факультетам стали опять применять в разговоре название «факультет» (Сергей Рощин).

 

Международная лаборатория – научное подразделение, привлекающее ведущих зарубежных ученых, представляющих различные исследовательские традиции, к совместным исследованиям и созданию научных школ в университете. Сеть международных лабораторий является важным инструментом обновления содержательной повестки исследований и разработок по приоритетным научным областям НИУ ВШЭ, интернационализации академической среды, развития компетенций российских ученых и подготовки молодых исследователей из числа аспирантов. Проект «Международные лаборатории» играет важную роль в реализации амбициозной задачи НИУ ВШЭ войти к 2020 году в топ-100 мировых учебно-научных центров (Екатерина Николаева).

 

ОПА (оценка публикационной активности) – ежегодная процедура проверки соответствия публикаций сотрудника Вышки установленным минимальным критериям. С 2013 года ОПА проходят научные работники Вышки, а с 2018 года – еще и профессорско-преподавательский состав. В настоящее время ОПА проводится в автоматизированном режиме с помощью робота Айзека на основе информации о публикациях, внесенных сотрудниками на свою персональную страницу (Дмитрий Дагаев).

 

Портал НИУ ВШЭ – это, без преувеличения, основной маркетинговый инструмент университета, а также информационно-коммуникационная площадка для всех вовлеченных – студентов, сотрудников и выпускников Вышки. Ежедневно его посещает около 100 тысяч человек – больше, чем сайт любого другого высшего учебного заведения России. Это одновременно и современное медиа, и сервисная платформа, и обширный архив данных, и база научных публикаций сотрудников ВШЭ за десятилетия, и, кроме того, интернет-магазин, афиша мероприятий, каталог образовательных программ и курсов. Он кажется большим, иногда даже пугающе большим: шутка ли, число проиндексированных поисковыми системами страниц портала приближается к полумиллиону; тем не менее он очень разный – и официальный, и подчеркнуто нейтральный, и жадный до знаний, жаждущий быть полезным, и кавайно-ламповый, все благодаря тому, что большая часть контента создается для него сотрудниками и студентами университета, изо дня в день (Дмитрий Коптюбенко).

 

IQ HSE – сайт, который рассказывает о самых главных и интересных исследованиях ВШЭ человеческим языком (Владислав Моисеев).

 

Кадровый резерв – программа поддержки профессионального развития преподавателей и исследователей на начальных и переходных этапах академической карьеры. Сотрудники, включенные в группу высокого профессионального потенциала, имеют возможность получения стартового гранта, снижения преподавательской нагрузки, прохождения стажировки в зарубежном университете, участия в стратегических сессиях, семинарах, конкурсах, учебных тренингах, методических мастерских и встречах с ведущими экспертами и руководителями университета. Это позволяет участникам программы познакомиться с ценностями академического мира и организацией деятельности в университете, значительно расширить свои профессиональные связи и сделать качественный шаг в собственном развитии (Татьяна Ишмуратова).
 

Лицей НИУ ВШЭ – пространство свободы выбора старшеклассником своей образовательной траектории, возможность примерить на себя профессиональную роль, получение опыта самостоятельной проектной и исследовательской деятельности. Основной принцип лицея – сотрудничество и взаимоуважение независимо от возраста и статуса. Атмосфера современного университета, принесенная преподавателями Высшей школы экономики и усиленная высоким интеллектуальным уровнем учащихся, уверенно поселилась в стенах лицея (Дмитрий Фишбейн).

 

ИВР – индивидуальная выпускная работа лицеиста. Исследование или проектная разработка, выполняемые лицеистом индивидуально в период обучения в лицее и защищаемые на отметку в аттестат. Наглядное доказательство теории относительности Эйнштейна: лицеист работает над ней полтора года, а делает за полторы недели. ИВР готовит лицеистов к написанию студенческих курсовых и дипломов. Единственная работа лицеиста, которую он 90% времени обсуждает, постит про нее мемы и 10% времени – делает (Сергей Баринов).

 

Лицейский грант – денежный грант, выдаваемый лицеистам на конкурсной основе по результатам их заявок и защит на грантовой комиссии. Система грантов создана для поддержки индивидуальных образовательных траекторий лицеистов. Используется лицеистами для исполнения самых смелых фантазий в строго образовательной парадигме (Сергей Баринов).

 

Рейтинг лицеиста – показатель степени успешности обучения в лицее. Выводится по трем ключевым составляющим лицейского обучения: средний балл аттестата (дает до 90 баллов в рейтинг), результат защиты индивидуальной выпускной работы (дает до 30 баллов в рейтинг) и результат социально полезной деятельности лицеиста (дает до 15 баллов в рейтинг). Является основанием для присуждения выпускнику лицея скидок в начале обучения в Вышке в случае его поступления на платное отделение (Сергей Баринов).

 

БВИ (без вступительных испытаний) – одно из ключевых понятий приемной кампании; категория абитуриентов, поступающих в Вышку до того, как начинается конкурс баллов по ЕГЭ. И если вы сверхчеловек, который набрал 410 баллов из 410 возможных, сдал обществознание, русский, историю и английский на 100 баллов, получил золотой аттестат и значок ГТО, написал блестящее сочинение, то вы все равно зачисляетесь после поступающих БВИ. Как правило, БВИ поступают победители и призеры всероссийских и перечневых (признанных Вышкой наиболее значимыми) олимпиад, из-за чего всех их также называют олимпиадниками. Последние могут иметь троечный аттестат, не знать ни одного иностранного языка, хотя такие случаи не так уж и часты. Главное – окончить среднюю школу (актуально для всех БВИ) и подтвердить свой результат не менее 75 баллами по профильному экзамену (важно для перечневых) (Булат Назмутдинов).

 

Приемная кампания (она же «приемка», она же «военная кампания», она же «борьба за умы») – самая активная фаза рекрутинга абитуриентов бакалавриата и магистратуры. Проходит летом, с конца июня до 20-х чисел августа. Как правило, самое напряженное время для заместителей деканов и руководителей образовательных программ. Состоит из общения с абитуриентами и их родителями, нескольких кругов обзвона («собираетесь/не собираетесь?»), выставления проходного балла, ежедневного просмотра числа оригиналов аттестатов на программе, лихорадочного переживания успеха (если все лучше, чем в прошлом году) или зализывания ран (если хуже). Активную фазу предваряют дни открытых дверей, они же ДОДы, которые, как правило, проводятся осенью и весной, а также выступления в школах и лицеях. По приемной кампании можно издать отдельный огромный словарь, где найдутся определения не только БВИ, но и «всеросу», «целевику», «зеленой волне» и т.д. Причем значения слов здесь совсем иные, чем в обыденной жизни. Так, «оригинал» – вовсе не человек, ведущий себя особенным образом, а нечто стандартное и неподвижное, но при этом магическое и желанное (Булат Назмутдинов).

 

Австрийка – особенное место в нижегородской Вышке. Вообще, это Австрийская библиотека (располагает более чем 6000 томов художественной литературы, а также литературы по истории, страноведению, культуре и искусству Австрии) – одна из 60 существующих в различных странах мира. В Австрийке собираются студенты и преподаватели, проводятся официальные приемы, научные семинары, кинопоказы и неформальные встречи. Интересно, что «ангелы-хранители» этого места с женским именем – мужчины. Бюсты Зигмунда Фрейда, Вольфганга Амадея Моцарта и Райнера Рильке, расположенные в залах библиотеки, помогают создать там удивительную атмосферу; Валерий Зусман, благодаря которому библиотека открыта в нижегородской Вышке, и Дионис Нойбахер, который уже несколько лет является постоянным сотрудником библиотеки, наполняют ее жизнью, смыслами, душой (Анна Бляхман).

 

Белая ворона – символ непохожести, граничащей с отчуждением. В природе белые вороны встречаются крайне редко, чего нельзя сказать о нижегородской Вышке. Вот уже 4 года подряд по воскресеньям здесь собираются десятки прекрасных юных беловоронят. Они действительно ни на кого не похожи и отличаются редким для их возраста желанием учиться даже в выходные дни. Такую возможность 12-13-летние дети получают благодаря уникальной программе «Другая школа «Белая ворона», где обычные школьные предметы открываются с необычной стороны. Знаковой для кампуса эта история, а значит, и само понятие «белая ворона», стало еще и потому, что в рамках обязательных проектов, которые выполняют учащиеся «Другой школы», был разработан проект летней многопрофильный школы, поддержанный Администрацией Нижнего Новгорода. И теперь вот уже 3 года проект реализуется в виде ежегодной летней смены «iВышка» для старшеклассников (Анна Бляхман).

Студенческая оценка преподавания – это обязательный опрос студентов, в котором они могут выразить свое мнение об организации учебного процесса на образовательной программе, оценить качество преподавания, высказать свои предложения по конкретным учебным дисциплинам. Оценивание проходит каждый модуль в LMS (начало – за три недели до сессии, окончание – накануне сессии), в анкету попадают все дисциплины, по которым в завершающемся модуле есть экзамены или выставляется оценка по промежуточной аттестации на основании текущего контроля.

В ходе опроса студенты оценивают по ряду критериев как работу преподавателей (лекторов и семинаристов отдельно), так и учебную дисциплину в целом, а также имеют возможность оставить текстовый комментарий о том, что им особенно понравилось или что обязательно нужно изменить в будущем.

Результаты оценивания используются руководством образовательных программ и департаментов при корректировке учебных планов и принятии кадровых решений. Кроме того, рейтинги указываются в конкурсе ППС и в заявке в кадровый резерв. Личные результаты преподавателя доступны в его личном кабинете на портале НИУ ВШЭ (Лидия Камальдинова).

 

Голосование за лучшего преподавателя НИУ ВШЭ – это ежегодная процедура выбора преподавателей, которые получают статус «Лучший преподаватель». Выбор проходит по трем основаниям.

Во-первых, все научные руководители студентов, чьи работы заняли призовые места в конкурсе НИРС, автоматически получают статус «Лучший преподаватель».

Во-вторых, в рамках осеннего Мониторинга выпускников (ежегодный социологический опрос) выпускники, окончившие ВШЭ в текущем году, могут указать имена трех преподавателей, работа и помощь которых больше всего запомнились за все время обучения в Вышке. Наиболее популярные преподаватели получают статус «Лучший преподаватель».

И в-третьих, в мае-июне проходит масштабное событие года: студенты выбирают лучшего преподавателя по итогам прошедшего учебного года. Опрос совмещен с анкетой СОП за 4 модуль: после обязательных вопросов о преподавании дисциплин каждый студент по желанию может указать не более двух лекторов и не более двух преподавателей семинарских/практических занятий.

При подсчете результатов устанавливается общеуниверситетский проходной пороговый рейтинг, который ежегодно определяется исходя из выделенных в финансовом плане средств на преподавательские надбавки. Все преподаватели, прошедшие отбор, получают почетный статус «Лучший преподаватель», а при соблюдении ряда условий по оформлению работника в НИУ ВШЭ – преподавательскую надбавку. Преподаватели, трижды получившие статус, могут претендовать на повышенную надбавку (Лидия Камальдинова).

 

Журнал Russian in Global Affairs – «Россия в глобальных аферах» (Леонид Григорьев).

 

ППО – курс, где разбиваются сердца; в миру – «Прикладное программное обеспечение» (Александр Чепуренко).

 

Сдоить документ – скачать важный документ из СДОУ (Александр Чепуренко).