• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Эллен Руттен выступила на научном семинаре Центра исследований современной культуры и НУГ «Participatory Culture...»

21 сентября на научном семинаре Центра исследований современной культуры ИГИТИ и Научно-учебной группы «Participatory culture (культура соучастия): сообщества и практики» с докладом «Как анализировать "неформальные" практики в (дигитальных)культурных экономиках?» выступила профессор Амстердамского университета Эллен Руттен.

Аннотация доклада: 

Для нашей эры технологического ускорения идеал совершенства немаловажен. Быт и повседневная жизнь постоянно совершенствуются с помощью сотен изобретений, таких, например, как сервисы для проверки орфографии или Глонасс; социальные медиа ощутимо поощряют перфекционизм среди пользователей. 

В ответ на этот одновременно медиатизированный и технологический упор на безупречность, в конце XX – начале XXI века возник культурный упор на несовершенство. В супермаркетах с успехом (и за крепкие цены) продаются кривые овощи. Психологи воспевают «дары несовершенства» жизни. И среди дизайнеров обрела культовый статус эстетика шатких объектов — от треснувших чашек до порванных джинсов.

В голландском исследовательском проекте «Sublime Imperfections» мы изучаем подобные практики, которые представляют неудачное, неряшливое как залог хорошего в медиатизированном и дигитализированном мире. Несовершенство в них — не проблема, а путь к надменно не-технологической красоте, гуманности, или даже счастью. 

Нельзя исследовать эту «логику несовершенства» без анализа культурных экономик, в которых она возникает. В лекции проф. Эллен Руттен остановилась на трех вопросах, которые могут быть полезны и другим профессионалам в области культуры: 

  • Какими аналитическими терминами можно описывать, во-первых, экономический ландшафт, в котором хвалят и кривую картошку, и несовершенную жизнь; и, во-вторых, тех, кто афиширует, лайкает и потребляет подобные практики? 
  • Насколько продуктивно обсуждать схожие подчеркнуто нонконформистские практики как «некапиталистические», «неформальные», или «не-мейнстримные» (и, соответственно, более «моральные»)? Есть ли альтернативные концепты, которые помогут нам точнее определить их социальный культурный статус? 
  • Какую роль играют «несовершенные» практики и их производители и потребители в нашей «дигитальной экономике»? 

Отвечая на эти вопросы, я постараюсь представить своеобразный «набор инструментов», то есть терминов, позволяющих нам более осознанно рассуждать о современных культурных экономиках.