• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Меж­ду­на­род­ная летняя школа «Тропами перестройки»

Международная летняя школа НИУ ВШЭ «I sentieri della perestrojka: introduzione alla storia, alla cultura e alla letteratura russa contemporanea / Тропами перестройки: введение в современную русскую историю, культуру и литературу»

5 августа в Санкт-Петербурге завершила свою работу начавшаяся 26 июля в Москве летняя школа «I sentieri della perestrojka: introduzione alla storia, alla cultura e alla letteratura russa contemporanea / Тропами перестройки: введение в современную русскую историю, культуру и литературу», организованная Юлией Ивановой (ДОПФ ФГН – ИГИТИ им. А.В. Полетаева) и Павлом Соколовым (Школа философии ФГН - ИГИТИ им. А.В. Полетаева)  совместно с профессором Факультета гуманитарных наук Университета Восточного Пьемонта, постоянным участником мероприятий НИУ ВШЭ Стефанией Ирене Сини. Участниками школы стали студенты вузов – партнеров НИУ ВШЭ: Университета Восточного Пьемонта (Италия) и Кельнского университета (Германия). 27 июля, в первый день работы школы, руководительница ДОПФ Елена Пенская выступила с лекцией, посвященной роли неформальных политических клубов и академического сообщества в трансформациях государственных институтов в СССР середины и конца 1980-х гг. 28 июля преподаватели и студенты школы предприняли поход по памятным местам Переделкино - посетили дома-музеи Бориса Пастернака, Булата Окуджавы, Зураба Церетели и стали гостями профессора ДОПФ Гасана Гусейнова. В московской части программы школы (26.07-31.07), которую открыла выступлением о литературных клубах конца 1980-начала 1990-х гг. Евгения Воробьева (РГГУ),  прозвучали лекции представителей Школы культурологии Марии Майофис и Ильи Кукулина (“The Years of 1990 and 1991 in Soviet Literature, Film and Media: What Really Happened  and How it is Remembered Today”), сотрудников ИГИТИ Александра Дмитриева («Год Zero: 1990 год и опыты изучения недавнего российского прошлого»), Петра Резвых («Образы нового человека в российской периодике 1990-го года»), Александры Колесник («Рок-музыка и музыкальная география в СССР в 1980-е гг.»), Влада Стафа («Формирование музеев памяти о ГУЛАГе в постсоветской России: от низовых инициатив к государственным проектам»). Студенты побывали на экскурсии по культурному центру «ЗИЛ», познакомились с экспозицией «РайON.0» в Музее Москвы, совершили прогулку по ВДНХ.

Санкт-петербургская часть программы началась 31 июля. В Санкт-Петербурге студентов из Италии и Германии ждали лекции Ильи Калинина (Факультет свободных искусств и наук СПбГУ) – о нефти как теме и персонаже российской литературы последних десятилетий; сотрудницы петербургского отделения «Мемориала» Ольги Кулаковой;  преподавательницы русского языка Университета Восточного Пьемонта Марики Фазолини – о российском кинематографе перестроечного и постперестроечного периодов, а также экскурсии в Эрмитаж, Русский музей, музей Анны Ахматовой, Музей политической истории России и даже в «Котельную Камчатка», где желающие смогли прослушать концерт из песен Виктора Цоя.  Каждый участник школы должен был дважды выступить с сообщениями на темы из истории русской культуры и быта XX-XXI вв., чтобы получить 4 академических кредита, присвоенных НИУ ВШЭ по итогам работы школы. В подготовке выступлений, а также в освоении основ русского языка итальянцам помогали тьюторы – студенты и выпускники НИУ ВШЭ Лусине Мкртчян, Анастасия Федорова, Елизавета Хорсова, Надежда Шмулевич. Заметную роль в реализации программы школы сыграли студенты организованной усилиями преподавателей ДОПФ магистерской программы «Культурная и интеллектуальная история: между Востоком и Западом»: Елизавета Лысенко выступила с замечательной лекцией «Московская музыкальная андеграундная культура 1990-х гг.» и рассказала о ныне почти забытых, но чрезвычайно интересных фактах истории русского рока постперестроечной эпохи; Анастасия Федорова не только вела скайп-занятия по русскому языку с итальянскими студентами, но и сопровождала их на мероприятиях школы в Санкт-Петербурге, как и Лусине Мкртчян, в ходе школы получившая возможность продемонстрировать высокий уровень владения итальянским языком. Анастасия, завершившая первый год обучения в партнерской части нашей программы в Кельне, проведет 1-ый семестр 2 года обучения в Падуе, где ее уже ждет выигранная стипендия.  Лусине – пока еще только абитуриентка нашей программы, нынешним летом она закончила бакалавриат Департамента иностранных языков НИУ ВШЭ. Скайп-собеседование, обязательное для поступления на нашу программу, Лусине, с головой погруженной в работу школы, 1 августа пришлось проходить прямо на одном из «школьных» петербургских мероприятий. Желаем Лусине успешного поступления, а Елизавете и Анастасии – еще одного интересного года учебы и блестящего окончания магистратуры в 2020-м году!