Стажер-исследователь Центра истории идей и социологии знания ИГИТИ Максим Мирошниченко опубликовал эссе об истории тестов IQ и их взаимосвязи с евгеникой в интернет-журнале о современной культуре и обществе «Нож».
В эссе рассказывается о том, как тесты на уровень развития интеллекта, возникшие на заре научной психологии в конце XIX века, предоставили богатую почву для повсеместного использования количественной метафоры интеллекта. Если умственное развитие индивида можно измерить, то это значит, во-первых, что можно создать синтетический интеллект, который способен обогнать природный по скорости осуществляемых мыслительных операций, а во-вторых, что с опорой на статистическое ранжирование людей по уровню развития ума можно построить общество, где каждому отведено место согласно его способностям. Эссе показывает неоднозначности такого подхода в культурной, политической и философской перспективах. С полной версией текста можно ознакомиться на сайте журнала «Нож».