Пространство в/для экологических гуманитарных наук: переосмысление глобального через изучение периферий
Дедлайн для заявок: 15 июня 2022 г.
Электронная почта оргкомитета: anthroposchool@utmn.ru.
Место: база отдыха “Форелька”, Челябинская область, оз. Тургояк.
Даты: 22-28 августа 2022 г.
Идея летней школы двусоставна: рассматривая различные категории и типы пространств, бытующие в экологических гуманитарных науках (фронтир, ландшафт, граница, центр и периферия), мы предлагаем обратить внимание и на то, как генерируемые экологическими гуманитарными науками теории, знания и инсайты могут повлиять на эти категории в различных контекстах.
Долгое время пространство - в особенности природное - воспринималось как безмолвная сцена для действий человека. Развитие гуманитарных наук в ХХ столетии наделило его собственной агентностью, показав неоднородность и динамичность пространств, в которых развиваются человеческие общества. В последние десятилетия исследования в этой области выявили значительный комплекс проблем, прежде остававшихся почти без внимания: соотношение между природными и политическими границами, агентность ландшафтов, распределение благ и издержек между центральными и периферийными регионами.
Не упуская из виду методологические вопросы изучения пространств, летняя школа предлагает сосредоточиться на том, что мы привыкли считать периферией в национальных и глобальных масштабах. Периферийные территории, которые долгое время выпадали из поля зрения политиков и ученых (тундра, тайга, бразильские джунгли, океаны и пустыни), приобретают особое значение в эпоху антропоцена благодаря тому влиянию, которое они оказывают на климат и экосистемы планеты. Однако во многих отношениях они все еще остаются малоизученными и недооцененными.
В этом отношении и пространство позднесоветского и постсоветского остается периферией - как в плане освоения и развития конкретных территорий (Сибири и в меньшей степени Урала), так и в отношении “продвижения” концептуального знания. Пространство и его трансформация играли крайне важную роль в советском проекте, однако осмысление феномена пространства и отношений “центра/периферии” началось в ландшафте российского гуманитарного знания относительно поздно.
В этой связи, мы не ограничиваем себя движением от гуманитарных наук к проблемам пространства, но предлагаем и обратный ход. Как продвижение “фронтира” гуманитарного экологического знания в периферийные регионы позволяет пересмотреть сложившиеся практики взаимодействия между обществом и природой? Способно ли оно устранять и создавать новые пункты на картах? Какие возможности и препятствия экологические гуманитарные науки встречают на своем пути?
Дискуссии во время летней школы будут сосредоточены на следующих темах (но не ограничатся ими):
- политическое и экономическое влияние экологических гуманитарных наук;
- дихотомия глобального и локального в экологических гуманитарных науках: перспективы экологической и климатической справедливости;
- типы, категории и агентность ландшафтов;
- природа в пограничье: границы в отношениях между людьми и окружающей средой;
- пространственные измерения антропоцена.
- пространственные измерения позднесоветского проекта
- роль пространства в постсоветских (со)обществах
Летняя школа проводится в локации, которая благоприятствует рассуждениям о центре и периферии. Урал - горная цепь, разделяющая Европу и Азию - богат уникальными и живописными природными ландшафтами, но в то же время известен как промышленный регион, поставлявший полезные ископаемые и продукцию на нужды Российской империи, СССР и современной Российской Федерации с центром в Санкт-Петербурге или Москве. Избранное место проведения школы позволит сочетать аудиторные обсуждения с экскурсиями, хайкингом и дискуссиями под открытым небом.
К участию в школе приглашаются заинтересованные магистранты, докторанты и начинающие ученые. Помимо мастер-классов и лекций, программа летней школы будет включать в себя экскурсионные маршруты в горной местности, что необходимо учесть при планировании участия.