• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Пространство в/для экологических гуманитарных наук: переосмысление глобального через изучение периферий

Летняя школа проводится в рамках гранта Правительства Российской Федерации “Человек в меняющемся пространстве Урала и Сибири”и Зеркальной лаборатории «Поздне/Постсоветское: ценности, практики, акторы»

Пространство в/для экологических гуманитарных наук: переосмысление глобального через изучение периферий

Дедлайн для заявок: 15 июня 2022 г.

Электронная почта оргкомитета: anthroposchool@utmn.ru.

Место: база отдыха “Форелька”, Челябинская область, оз. Тургояк.

Даты: 22-28 августа 2022 г.

Идея летней школы двусоставна: рассматривая различные категории и типы пространств, бытующие в экологических гуманитарных науках (фронтир, ландшафт, граница, центр и периферия), мы предлагаем обратить внимание и на то, как генерируемые экологическими гуманитарными науками теории, знания и инсайты могут повлиять на эти категории в различных контекстах.

Долгое время пространство - в особенности природное - воспринималось как безмолвная сцена для действий человека. Развитие гуманитарных наук в ХХ столетии наделило его собственной агентностью, показав неоднородность и динамичность пространств, в которых развиваются человеческие общества. В последние десятилетия исследования в этой области выявили значительный комплекс проблем, прежде остававшихся почти без внимания: соотношение между природными и политическими границами, агентность ландшафтов, распределение благ и издержек между центральными и периферийными регионами.

Не упуская из виду методологические вопросы изучения пространств, летняя школа предлагает сосредоточиться на том, что мы привыкли считать периферией в национальных и глобальных масштабах. Периферийные территории, которые долгое время выпадали из поля зрения политиков и ученых (тундра, тайга, бразильские джунгли, океаны и пустыни), приобретают особое значение в эпоху антропоцена благодаря тому влиянию, которое они оказывают на климат и экосистемы планеты. Однако во многих отношениях они все еще остаются малоизученными и недооцененными.

В этом отношении и пространство позднесоветского и постсоветского остается периферией - как в плане освоения и развития конкретных территорий (Сибири и в меньшей степени Урала), так и в отношении “продвижения” концептуального знания. Пространство и его трансформация играли крайне важную роль в советском проекте, однако осмысление феномена пространства и отношений “центра/периферии” началось в ландшафте российского гуманитарного знания относительно поздно. 

В этой связи, мы не ограничиваем себя движением от гуманитарных наук к проблемам пространства, но предлагаем и обратный ход. Как продвижение “фронтира” гуманитарного экологического знания в периферийные регионы позволяет пересмотреть сложившиеся практики взаимодействия между обществом и природой? Способно ли оно устранять и создавать новые пункты на картах? Какие возможности и препятствия экологические гуманитарные науки встречают на своем пути?

Дискуссии во время летней школы будут сосредоточены на следующих темах (но не ограничатся ими):

  • политическое и экономическое влияние экологических гуманитарных наук;
  • дихотомия глобального и локального в экологических гуманитарных науках: перспективы экологической и климатической справедливости;
  • типы, категории и агентность ландшафтов;
  • природа в пограничье: границы в отношениях между людьми и окружающей средой;
  • пространственные измерения антропоцена.
  • пространственные измерения позднесоветского проекта
  • роль пространства в постсоветских (со)обществах

Летняя школа проводится в локации, которая благоприятствует рассуждениям о центре и периферии. Урал - горная цепь, разделяющая Европу и Азию - богат уникальными и живописными природными ландшафтами, но в то же время известен как промышленный регион, поставлявший полезные ископаемые и продукцию на нужды Российской империи, СССР и современной Российской Федерации с центром в Санкт-Петербурге или Москве. Избранное место проведения школы позволит сочетать аудиторные обсуждения с экскурсиями, хайкингом и дискуссиями под открытым небом.

К участию в школе приглашаются заинтересованные магистранты, докторанты и начинающие ученые. Помимо мастер-классов и лекций, программа летней школы будет включать в себя экскурсионные маршруты в горной местности, что необходимо учесть при планировании участия.