Размывание конвенций: трудовой оппортунизм, академический скептицизм и этические конфликты в истории российских университетов
Руководитель –– В.С. Парсамов, соруководитель –– А.А. Ильин
Информация о проекте
Этическое измерение неизменно присутствует в университетском образовании, что делает актуальным изучение первого в контексте второго. Представления об этической норме и борьба с ее нарушениями соседствовали на протяжении всей истории университетов; этические нарушения служили зачастую отправной точкой для рефлексии и выработки новых конвенций. Закономерным образом проект 2021 года сфокусирован на проблеме нарушений и отклонений от ассоциируемых с академической этикой установок, а также возникающих на этой почве конфликтов как принципиально важного контекста, в котором развивалась этика в университетах.
К этическим вызовам, стоящим сегодня перед университетами, относятся коррупция и неформальные отношениями между преподавателями и студентами, а также академическая недобросовестность, включающая в себя плагиат, присвоение и фальсификацию результатов интеллектуального труда. Публикации последних лет указывают на то, что формы и смысл подобных нарушений в области академической этики менялись с течением времени, зависели от институциональной и дисциплинарной культуры. Поэтому современное осознание этих проблем и выработка эффективной политики ограничений невозможны без изучения их истории.
Изучение нарушений и конфликтов требует сопоставить институциональное измерение академической этики (Р. Мертон) и ориентированную на практики и индивидов концепцию добродетелей (С. Шейпин, Л. Дастон, П. Галисон). Институциональная сторона поведенческих норм при этом рассматривается как «этическая инфраструктура» (P.C. Kelley, B.R. Agle, J. Demott), включавшая в себя в разное время кодексы и подобные своды правил, профессорские суды и суды чести, специальные комиссии (например, комиссии при ВАКе по расследованию случаев плагиата), ученые советы, партийные, комсомольские и профсоюзные организации. Такой комбинированный подход позволит выйти за границы традиционных представлений об академической недобросовестности как результате механического нарушения самоочевидных правил, а также показать (дис)балансирующее место этических конфликтов в академической жизни.