• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Моральные эмоции и этические проблемы в истории университетов

 Руководитель –– В.С. Парсамов, соруководитель –– А.А. Ильин

 

Описание проекта 

 

Как доказал социолог П. Бурдье, университеты используют неформальные способы саморегуляции и поддержания собственного единства, так как никогда не являются полностью формализованными институциями. В академическом мире традиционно важны индивидуальные стратегии поведения, а также личные отношения между коллегами, между учениками и учителями. Это неизбежно приводит к эмоциональной окрашенности практически любого феномена в университетской истории. Эмоции играли и играют большую роль, в том числе в становлении и развития академической этики в университетах. Без их изучения история академической этики была бы неполна, а современные попытки решить практические проблемы в этой области – неполноценны.

Центральный для концептуализации цели и задач настоящего исследования подход – это история и теории эмоций, исследующие как исторически изменчивые социальные и культурные аспекты, так и инвариантную структуру эмоционального мира. Одна из главных представительниц этого направления, Б. Розенвейн, предлагает исследовать эмоции через историю различных «эмоциональных сообществ», объединенных общими представлениями о том, как следует говорить об эмоциях и воспринимать их, как они могут и должны влиять на действия человека. Её подход может быть применен к истории университетов и университетской этики, так как в университетах и вокруг них также формировались различные эмоциональные сообщества размером от несколько человек до тысяч и миллионов. Профессора, нынешние и бывшие студенты усваивали определенное способы говорить об эмоциях и работать с ними, что, в свою очередь, влияло на их рефлексию по поводу различных университетских проблем, создание и разрушение этических конвенций. Эмоциональные сообщества невозможно рассматривать отдельно от накладывающихся на них моральных сообществ (А. Макинтайр). Особенно значимыми в этом свете являются благодарность и привязанность, игравшие роль скреп для отношений внутри университетов, неотъемлемые для истории различных конфликтов гнев, вина, стыд и страх. Из-за их важности для этической сферы их можно назвать «моральными эмоциями» – термин, важный для моральной психологии (moral psychology), социологии эмоций, философии и организационной этики.