• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Важные объявления 1

ПРОЕКТЫ Формирование дисциплинарного поля в социальных и гуманитарных науках (ЦФИ НИУ ВШЭ, 2011-2012 г.) Руководитель проекта: д. и. н. И. М. Савельева

 

Цель исследования – изучение истоков и характера видоизменений современного набора социальных и гуманитарных дисциплин, их границ и параметров регуляции – как «внешней» (организационно-институциональной), так и «внутренней» (методологической).

 

Задачи исследования:

– Определить методологические истоки дисциплинарного разделения знаний, унаследованного от университетской и академической дифференциации Средневековья и раннего Нового времени.

– Проследить соотношение классических и неклассических факторов в становлении системы социальных и гуманитарных дисциплин, особенно применительно к ХХ столетию.

– Уточнить факторы и механизмы роста, поглощения и гибридизации разных научных дисциплин и академических специальностей (на материале «наук о человеке»).

– Выделить критерии разграничения «твердых» и «мягких» наук в первой половине ХХ века и последующей переоценки их статуса.

– Раскрыть новые ориентиры междисциплинарных взаимодействий в рамках историографии, культурологии и социальных дисциплин на материале российский и зарубежных исследований последних десятилетий.

 Данное исследование претендует на то чтобы заполнить  явный пробел в постановке вопроса о том, как перемена организационных рамок влияет на саму природу и перспективы развития социально-гуманитарного познания. Будут проанализированы факторы и потенциальные сценарии (условный «алгоритм») выделения одних (новых) дисциплин в поле других (традиционных или даже «устаревших»), разграничения их предметов ведения -- на понятийном уровне и в плане конкретных учебных или социально-организационных процессов дифференциации. Учитывая, что проект ориентирован на комплексный и сравнительный подход, предполагается сконцентрироваться прежде всего на методологических  проблемах становления и трансформации дисциплинарного поля в социогуманитарном знании.

 

Публикации по теме проекта:

  • Монографии

Историческая культура в императорской России: формирование представлений о прошлом / отв. ред. А. Н. Дмитриев. М.: ИД Высшей школы экономики, 2012. - 552 с.

Humanistyca krajowa w kontekście światowym: doświadczenie Polski i Rosji. Red. Jerzy Axer i Irina Sawieliewa. W., wyd. DG, 2011.

Вишленкова Е.А. Визуальное народоведение Российской империи, или Увидеть русского дано не каждому. М.: НЛО, 2011. - 381 с.

Иванова Ю. В., Соколов П. В. Кроме Декарта: размышления о методе в интеллектуальной культуре Европы раннего Нового времени. М. Квадрига, 2011 (в печати).

Неклассическое наследие. Андрей Полетаев. / отв. ред. И. М. Савельева. М.: ИД Высшей школы экономики, 2011. — 704 с. Аннотация, вступительная статья и оглавление.

Савельева И. М., Полетаев А. В. Классическое наследие. М.: ИД ГУ ВШЭ, 2010. - 336 с.

Национальная гуманитарная наука в мировом контексте: опыт России и Польши / Ред. Е. Аксер, И. Савельева. М.: ИД ГУ ВШЭ, 2010. - 368 с.

Классика и классики в социальном и гуманитарном знании / Ред. И. М. Савельева, А. В. Полетаев. М.: Новое литературное обозрение, 2009. – 536 с.

 

  • Статьи и препринты

Sokolov Pavel. Jus metaphorae: la reception de l’exégèse halachique de Moïse Maïmonide dans un traité latin anonyme Livre de la parabole (1224) //Officina di Stidi Medievali di Palermo. 2012. № 1 (в печати).

Дмитриев А.Н. Воспоминания о будущем: планы университетских реформ в мемуарных ретроспекциях // Пути России. Будущее как культура: прогнозы, репрезентации, сценарии. М.: НЛО, 2011. С. 309–321.

Дмитриев А. Украинский язык и проект национальной науки: вехи академической легитимации (конец 1880-х – начало 1920-х годов) // Кубань - Украина. Вопросы историко-культурного взаимодействия. Краснодар, 2008. Вып. 5. Краснодар – Киев, 2011. С. 246–276.

Dmitriev А. La «science nationale» et importations culturelles: Aleksandr Lappo-Danilevskij, le premier Pitirim Sorokin et Mihail Gruševskij, entre histoire et sociologie // Cahiers du Monde russe. Vol. 51. № 4. Octobre-décembre 2010. Р. 599–627 [вышла из печати в ноябре 2011 года].

Левинсон К.А. О зависимости статуса дисциплин от культурно-регионального контекста (на примере стенографии). Серия WP6/2011/05(55). 32 с.

Резвых П. В. Источниковедческие проблемы исследования философии Ф.В.Й.Шеллинга // Вестник РУДН. Серия «Философия». 2011. № 4. С.21–29.

Репина Л.П. Ситуация в современной историографии: общественный запрос и научный ответ // Историческая наука сегодня: теории, методы, перспективы / Под ред. Л.П. Репиной. М.: ЛКИ, 2011. С. 5–13.

Репина Л.П. Пространственные перспективы всеобщей истории // Историческая наука сегодня: теории, методы, перспективы / Под ред. Л.П. Репиной. М.: ЛКИ, 2011. С. 200-222.

Репина Л.П. Идеал всеобщей истории в интеллектуальном наследии Т. Н. Грановского // Долгое Средневековье. Cборник в честь профессора Аделаиды Анатольевны Сванидзе. М.: Кучково поле, 2011. С. 357–370.

Репина Л.П. Историко-историографическое исследование в контексте современной интеллектуальной культуры // История и историки в пространстве национальной и мировой культуры. Сборник статей / Под ред. Н. Н. Алеврас, Н. В. Гришиной, Ю. В. Красновой. Челябинск: «Энциклопедия», 2011. С. 21–35.

Savelieva, Irina M. In search  of the new "Turns": history and theory in the 21 st century. Sеries: Humanities, WP BRP 02/HUM/2011

Савельева И.М. Что случилось с «Историей и теорией»? // «Гуманитарные исследования» (ИГИТИ НИУ ВШЭ). 2011. Вып. 3 (53). – 44 с.

Савельева И. М. Классики в исторической науке: «свои» и «чужие» // Историческая наука сегодня: теории, методы, перспективы / Ред. Л. П. Репина. М.: Издательство ЛКИ. 2011. С. 491-515.

Савельева И. М., Полетаев А. В. История в системе социального знания. Способы постижения прошлого // Методология и теория исторической науки / Ред. М. А. Кукарцева. М., Канон-плюс, 2011. С. 50–84.

Савельева И. М., Полетаев А. В. Социальная организация знаний о прошлом: аналитическая схема / «Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории». 2011. Вып. 31. С. 7—18.

Самутина Н. В. Трансформация объекта как вызов науке о кино // Новое литературное обозрение. № 109 (2011). С. 62–85.

Свешников А.В., Степанов Б.Е. Историки в междисциплинарном сообществе (Междисциплинарность и трансформация исторического сообщества)// Научное сообщество историков России: 20 лет перемен. Под ред. Г. Бордюгова. М.: АИРО XXI, 2011 С. 234–258.

Соколов П. В. Апории реалистической герменевтики Джона Уиклифа // Вестник РУДН. № 1. 2011. С. 15 – 28.

Иванова Ю. В. Гуманистическая традиция на рубеже веков // История литературы Италии. Т. II. Возрождение. Кн. 2. Чинквеченто / Отв. ред. М. Л. Андреев. Москва: Изд-во ИМЛИ РАН, 2010. C. 22-56.

Каменский А. Б. Интернационализация российского гуманитарного образования: возможности и препятствия // Гуманитарные чтения РГГУ – 2009. Теория и методология гуманитарного знания. Гуманитарное знание и образование. Сб. материалов. М., 2010. С.273-282.

Репина Л.П. Интегративные исследовательские стратегии в современной исторической науке // Запад – Россия – Восток в исторической науке XXI века: научные парадигмы и исследовательские новации. Саратов: Изд. СГУ, 2010. 0,8 п.л.

Репина Л.П. Интеллектуальные традиции: общие проблемы // Интеллектуальные традиции Античности и Средних веков / Под ред. М.С. Петровой, Л.П. Репиной. М.: «Кругъ», 2010. С. 5-11.

 

 

 



 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!