М. Колеров «К истории русского марксизма: читая "Что делать?" Ленина»
12 октября на семинаре НУГ «Науки о человеке как социально-политические проекты...» выступил историк, специалист по интеллектуальной истории России XIX–XX вв., издатель и публицист Модест Алексеевич Колеров. Отталкиваясь от периодизации истории рабочего движения в России, предложенной В.И. Лениным в "Что делать?", М.А. Колеров пытался показать более сложную картину развития русской социал-демократии. Докладчик заявил о насущной необходимости преодоления советских штапмов и создания новой истории русского марксизма. Вашему вниманию предлагается видеозапись.
"История интеллектуалов" как инструмент для анализа социальных и научных процессов второй половины XIX - первой трети ХХ века
6 октября, в 19:00 состоялось заседание НУГ "Науки о человеке как социально-политические проекты", посвящённое истории интеллектуалов как методу исторического исследования. Опираясь на статьи С.М. Сергеева и А. Кустарёва об имперском и советском периоде истории русской интеллигенции и концептуальный инструментарий социологии знания, участники НУГ обсудили сложности возникающие при изучении истории интеллектуалов.
Доклад Андрея Ильина «Наука, политика и революция: переписка М. А. Бакунина и В. И. Герье»
17 сентября на семинаре НУГ «Науки о человеке как социально-политические проекты….» прошёл доклад аспиранта школы историческх наук Андрея Ильина «Наука, политика и революция: переписка М. А. Бакунина и В. И. Герье». Вашему вниманию предлагается видеорепортаж. В 1869 г. профессор московского университета, либеральный общественный деятель В. И. Герье вёл тайную переписку с революционером-эмигрантом М. А. Бакуниным, надеясь на возможное политическое сотрудничество. Однако сама переписка продлилась лишь несколько месяцев. О содержании писем мы можем судить только по выпискам, сделанным жандармами. Центральной темой дискуссии развернувшейся между В.И. Герье и М.А. Бакуниным, было соотношение науки и политики. Подробности смотрите в видеорепортаже.
На заседании НУГ состоялось обсуждение текста Б. Гройса
24 августа при совместном участии аспирантов школы исторических наук состоялось заседание участников НУГ, посвящённое обсуждению текста Б. Гройса "Коммунистический постскриптум". На обсуждении были затронуты вопросы левой эстетики и проблемы взаимодействия научного сообщества с околоакадемическим ангажированным дискурсом.
Французская политическая история в XX в.
27 июля на семинаре НУГ "Науки о человеке как социально-политические проекты..." выступил аспирант школы исторических наук, Антон Верёвкин, с докладом о политической истории во Франции. В докладе А. Верёвкин показал изоляционистский характер французской политической историографии, проанализировал развитие её методов и связи с другими направлениями историографии, в частности с культурной историей.
Революционное движение в России: взгляд имперской истории
29 июня прошло заседание НУГ "Науки о человеке как социально-политические проекты...", посвящённое истории революционного движения конца XIX - начала XX вв. в России. Опираясь на исторический курс "Новая имперская история Северной Евразии", опубликованный в журнале Ab Imperio, участники НУГ обсудили, каким образом русские революционеры, используя методы социальных наук, описывали социально-экономическую ситуацию в России и конструировали идеальную картину будущего общества.
Статистика как инструмент управления населением в позднеимперской и советской России
15 июня состоялась встреча НУГ "Науки о человеке как социально-политические проекты...", которая была посвящена истории статистики в контексте позднеимперской и раннесоветской государственной политики. Базовым текстом для обсуждения послужила статья П. Холквиста "Вычислить, изъять и истребить: Статистика и политика населения в последние годы царской империи и в Советской России". Участники встречи обсудили, каким образом статистика выступала инструментом выявления и ликвидации "нежелательных элементов" населения.
Доклад Энди Байфорда об истории "педологии"
6 июня 2016 года на семинаре НУГ «Науки о человеке...» выступил специалист по истории образования и академической жизни России конца XIX -- начала XX веков, Энди Байфорд (Даремский университет, Великобритания) с докладом «"Наука о ребенке" как транснациональное движение: Самопозиционирование российской и советской педологии». Доклад был посвящён проблеме «транснациональности» в истории биосоциальных наук о человеке на конкретном примере "педологии" как международного или транснационального движения. Было показано как педологическое движение выстраивало общую модель ребёнка, пригодную для всех стран, и притязало на создание универсальной науки о ребёнке. Предлагаем Вашему вниманию видеорепортаж.
Доклад Владимира Рыжковского "Всеобщая история культуры и/как советский проект"
На семинаре НУГ «Науки о человеке как социально-политические проекты (XIX – первая половина ХХ века)» 2 июня выступил Владимир Рыжковский (Джорджтаунский университет, США) с докладом «Всеобщая история культуры и/как советский проект». Доклад был посвящен различным способам легитимации и продвижения идеи культуры в условиях СССР 1920–1930-х и 1950–1960-х годов и взаимодействию советской номенклатуры с историками и ЮНЕСКО. Вашему вниманию предлагается видеозапись мероприятия.
Видеорепортаж доклада И. Христофорова «От патернализма к laissez faire и обратно: политическая экономия, общественное мнение и правительство в России XIX века»
На заседании научно-учебной группы «Науки о человеке как социально-политические проекты» ведущий научный сотрудник Центра источниковедения НИУ ВШЭ И. А. Христофоров выступил с докладом «От патернализма к laissez faire и обратно: политическая экономия, общественное мнение и правительство в России XIX века». Предлагаем Вашему вниманию видеорепортаж.